Фз 75 о негосударственных пенсионных фондах изменения. Регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов нормами федерального закона




Социальное обеспечение пожилых людей – обязанность государства.

Именно для этого существует Пенсионный фонд России, в который поступают отчисления от всех работающих граждан, дабы в будущем получать от государства денежные выплаты и коротать безбедную старость.

Вот только в большинстве случаев пенсии не хватает даже на покрытие расходов первой необходимости, таких как еда, коммунальные услуги, лекарства.

Именно для решения этой проблемы созданы . Впервые они возникли после выхода Указа Президента в 1992 году. В 1998 был выпущен одноименный Федеральный закон под номером 75 .

Существует ещё много законов и подзаконных актов, регулирующих механизм работы НФП. Про это мы сейчас и расскажем.

Законодательное регулирование вопроса

Героем нашего обсуждения станет именно 75 № ФЗ. Его мы подробно обсудим в следующих разделах. Сейчас же рассмотрим поправки к нему и остальное законодательство, раскрывающее вопрос.

Этот Федеральный закон №410 вносит ряд поправок в ФЗ 75, а именно:

ФЗ № 111 от 24.07.2002 года регулирует процесс образования средств пенсионных накоплений, их вложения для извлечения прибыли (инвестирования), регламентирует правовой статус участников этого процесса, участие государства в осуществлении контроля за его функционированием.

Очередная крупная поправка в ФЗ № 75 содержится в ФЗ № 167 от 29 июня 2015 года . Внесены изменения в порядок реорганизации, прекращения деятельности фонда, изменён качественный состав управленческого аппарата, расширены правомочия Центрального Банка по наложению санкционных мер, в том числе лишение лицензии.

Мы представили вам минимум первой необходимости, без которого разобраться в теме будет тяжело. В других разделах мы также будем встречаться с законами и подзаконными актами, регулирующими деятельность НПФ.

Федеральный закон №75: его цели и задачи

В рамках главного закона по нашей теме, негосударственный пенсионный фонд – это организация, имеющая две основные цели: негосударственное обеспечение пенсией и обязательное пенсионное страхование.

В первом случае вы добровольно по выбранной вами схеме начисляете определённую сумму денег, которая составляет часть от оплаты вашего труда. В свою очередь выбранная организация инвестирует полученные средства по своему усмотрению, тем самым преумножая ваши вложения. Речь идет только о .

Во втором случае мы говорим о системе, созданной и поддерживаемой государством, по которой пенсионеры и лица, получившие инвалидность, имеют право на выплаты. Это часть пенсии называется .

К целям нужно двигаться постепенно и обдуманно. Поэтому НПФ для их достижения нужно выполнить ряд задач :

Разберем критерии надёжности НПФ :

  • Общая сумма пенсионных резервов.
  • Репутация фонда и его учредителей.
  • Время, которое НПФ работает на рынке.
  • Стоимость отображённого в уставе имущества для обеспечения рисков.
  • Распределяет ли средства между различными вложениями для снижения рисков.
  • Участие в профессиональных объединениях.

Регулирование деятельности фондов

В соответствии с главой 10 ФЗ № 75, контрольно-надзорная функция за НПФ возложена на два субъекта: Центральный банк и Министерство труда и социальной защиты РФ.

У ЦБ очень широкий спектр полномочий, а именно:

Также Банк имеет право :

  • делать проверки по плану, но не чаще, чем 1 раз в год;
  • проверять деятельность вне плана, если на то есть веские основания;
  • обращаться в органы, имеющие законное право на занятие оперативно-розыскной деятельностью, с просьбой провести оперативно-розыскные мероприятия.

Если всё-таки выявлены нарушения , то ЦБ может:

  • отправить указание об устранении таковых;
  • запретить проводить все или часть операций;
  • отнять лицензию и посадить временных управляющих.

Гарантии для вкладчиков

Всякая инвестиционная деятельность связана с рисками. Но дело в том, что пенсионное страхование – слишком важный вопрос, который ни в коем случае нельзя отдавать на волю случаю. Поэтому в главе 5 ФЗ № 75 предусмотрены гарантии нормального функционирования НПФ .

По статье 20 каждый фонд обязан формировать страховой резерв . Он нужен для уверенности в том, что обязательства перед вкладчиками будут выполнены. Процедура его создания и размеры указаны в Приказе Федеральной службы по финансам и рынкам от 18.03.2008 N 08-11/пз-н.

Ежегодно деятельность фонда должна проходить актуарную оценку , то есть анализ и количественная характеристика рисков по финансовым обязательствам. Проводится она по требованиям ФЗ № 293 «Об актуарной деятельности в РФ». В заключении должны содержаться результаты оценивания обязательств фонда, сумма всех материальных средств, оценка деятельности по исполнению обязательств и т.д.

Ежегодно на фонде лежит обязанность провести аудит , то есть проверку отчетности организации. По результатам делаются выводы о её достоверности, о реальном положении фонда и дальнейшем его функционировании. Для подробностей обращайтесь к ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности».

Наконец, для большей надёжность и дополнительной перестраховки, есть возможность создавать объединенные гарантийные фонды . Также НПФ может вступить в общество взаимного страхования на основе одноименного ФЗ № 286.

Размещение и инвестирование средств в НПФ

В данном разделе разговор пойдёт о главе 6 основного закона.

В статье 24 перечислены принципы размещения и инвестирования :

Вкладывать средства можно в ценные бумаги , как российского происхождения, так и выпущенные за границей, но с некоторыми ограничениями. Особо приветствуются вложения в государственные ценные бумаги.

Работать с накопленными средствами для их преумножения может как сам фонд, так и иные субъекты, например управляющие компании. Ей деньги передаются в доверительное управление, что не влечёт перехода права собственности.

На пополнение средств пенсионных резервов и накоплений должно направляться не менее 85 % от прибыли . Из этой суммы заранее убираем вознаграждение управляющим и спец депозитарию, ради которых вся эта система и работает.

О деятельности негосударственных пенсионных фондов рассказано в следующем видеосюжете:

1. В случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты либо до корректировки размера указанной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные на его пенсионном счете накопительной пенсии (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования), выплачиваются правопреемникам застрахованного лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, страховыми правилами фонда и договором об обязательном пенсионном страховании фонда с застрахованным лицом.

Выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица производится правопреемникам, указанным в договоре об обязательном пенсионном страховании либо в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, поданном в фонд, в соответствии с размером долей, определенным застрахованным лицом в таком договоре или заявлении. При отсутствии указания на размер долей или отсутствии в договоре указания о распределении средств пенсионных накоплений и отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений средства пенсионных накоплений, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии и подлежащие выплате правопреемникам, распределяются между ними в равных долях.

2. В случае смерти застрахованного лица после назначения ему срочной пенсионной выплаты остаток средств пенсионных накоплений, учтенных на его пенсионном счете накопительной пенсии, подлежит выплате в порядке, установленном частями 7 и 8 статьи 5

3. Выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, производится правопреемникам умершего застрахованного лица при условии обращения за указанной выплатой в фонд в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

В случае аннулирования лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию фонда правопреемники умершего застрахованного лица обращаются за получением указанной выплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев с даты аннулирования лицензии.

Срок обращения за выплатой правопреемника умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке.

4. В случае отсутствия обращений правопреемников в течение срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, средства пенсионных накоплений умершего застрахованного лица (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования) учитываются в составе резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию.

Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица, восстановившим в судебном порядке срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, производится фондом за счет средств резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию.

5. Основания выплаты средств (части средств) материнского (семейного) капитала, дохода от их инвестирования правопреемникам умершего застрахованного лица, а также основания передачи указанных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливаются частями 8 и 9 статьи 5 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".

6. Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами в фонд, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета сумм средств пенсионных накоплений, подлежащих выплате фондом правопреемникам умерших застрахованных лиц, порядок передачи средств пенсионных накоплений в резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию и порядок выплаты средств пенсионных накоплений из указанного резерва устанавливаются Правительством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 36.21 ФЗ от 07.05.1998 № 75-ФЗ

    Решение № 2-5374/2018 2-5374/2018~М-5186/2018 М-5186/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-5374/2018

    Нижневартовский городской суд (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) - Гражданские и административные

    Месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали (ч. 1 ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу п.п. 1, 2, 3 ст. 36.21 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии и (...

    Решение № 2-1260/2018 2-1260/2018~М-1059/2018 М-1059/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-1260/2018

    Шадринский районный суд (Курганская область) - Гражданские и административные

    Ему срочной пенсионной выплаты, применяется порядок выплаты, предусмотренный статьей 5 Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». В соответствии со ст. 36.21 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты...

    Решение № 2-3106/2018 2-3106/2018~М-2976/2018 М-2976/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-3106/2018

    Альметьевский городской суд (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    1) в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям); 2) во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам. Согласно ст. 36.21 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера накопительной части...

    Решение № 2-1404/2018 2-1404/2018~М-1382/2018 М-1382/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-1404/2018

    Камышинский городской суд (Волгоградская область) - Гражданские и административные

    Течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемника умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке (п. 3 ст. 36.21 Федерального закона № 75-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 710 утверждены Правила выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших...

    Решение № 2-3936/2018 2-3936/2018~М-2895/2018 М-2895/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-3936/2018

    Железнодорожный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) - Гражданские и административные

    Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 36.21 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости и (...

    Решение № 2-735/2018 2-735/2018~М-652/2018 М-652/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-735/2018

    Нурлатский районный суд (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    Назначения ему срочной пенсионной выплаты, применяется порядок выплаты, предусмотренный статьей 5 Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». Пунктом 3 статьи 36.21 Федерального закона от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» предусмотрено, что выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, производится...

    Решение № 2-2466/2018 2-2466/2018~М-1985/2018 М-1985/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-2466/2018

    Арзамасский городской суд (Нижегородская область) - Гражданские и административные

    Возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Выслушав истца, изучив материалы дела, проанализировав и оценив доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с п.3 ст. 36.21 Федерального закона № 75-ФЗ от 07.05.1998 года «О негосударственных пенсионных фондах» выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, производится правопреемникам умершего...

    Решение № 2-772/2018 2-772/2018~М-706/2018 М-706/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-772/2018

    Мончегорский городской суд (Мурманская область) - Гражданские и административные

    Телефонограмме просили рассмотреть дело без участия представителя фонда, возражений против удовлетворения иска не имеют. Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В силу статьи 36.21

    Решение № 2-3639/2018 2-3639/2018~М-3451/2018 М-3451/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 2-3639/2018

    Свердловский районный суд г. Иркутска (Иркутская область) - Гражданские и административные

    П. 12 ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст. 38 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», ст. 36.21 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» установлено право определенной категории граждан (правопреемников) получить пенсионные накопления умерших лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования. В соответствии с п. ...

НПФ или, по-другому, негосударственные пенсионные фонды обладают полномочиями акционерных фондов, но к тому же имеют право заниматься деятельностью по обязательным обеспечениям. После оформления государством указа о введении настоящей категории организаций, они стали популярны среди юридических лиц. Уже сразу после принятия закона в стране появилось более 350 НПФ. Правительством было принято решение о принятии закона для регулирования такого большого количества организаций и контроля за этой отраслью.

Что представляет собой закон?

75 закон РФ был принят Государственной Думой 8 апреля 1998 года, а одобрен Советом Федерации 22 апреля 1998 года. Последние изменения в него были внесены 31 декабря 2017 года. ФЗ о НПФ РФ содержит 11 глав и 38 статей. Этот закон контролирует и регулирует возникающие экономические и социальные правоотношения при ведении деятельности негосударственными пенсионными фондами, а также правоотношения между НПФ и гражданами России. Также закон регламентирует процессы и способы контроля за фондами, меры по реорганизации, способы создания НПФ.

Краткое содержание Федерального закона номер 75 о негосударственных пенсионных фондах:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Описаны цели, задачи, отношения и сфера регулирования закона. Оформлена информация о деятельности фондов. Перечислены термины и понятия, используемые в законе и даны их определения. Даны списки субъектов, которые являются участниками правоотношений по настоящему закону;
  • В главе второй оформлены процессы и условия создания негос. пенс. фондов, порядок регистрации и получение лицензии на ведение деятельности. Перечислены требования для лиц, имеющих в распоряжении от общей доли только 10% акций. Подробно оформлен процесс регистрации и места, куда можно обратиться за регистрацией. Дан список необходимых документов для учредителей компании. Оформлены списки требований к уставу и к органам контроля. Описаны особенности и нюансы сделок, которые совершаются с участием акций компании. Оформлена информация о порядке выдачи и получения лицензии, а также даны причины аннулирования и отказа;
  • В главе номер три подробно оформлена и перечислена деятельность фондов. Дан список их функций, полномочий, прав и обязанностей. Описано, по каким правилам и условиям работают организации, пенсионные основания в договорах и требования к схемам. Оформлены способы заключения и пункты, которые должны быть в договоре. Перечислены права и обязанности страхователей, а также вкладчиков и участников правоотношений. Отдельно дан большой список с пояснениями обязанностей фондов. Описаны засекреченные данные и тайны, которые не могут быть разглашены, а также конфиденциальная информация клиентов;
  • В г. четыре оформлена информация об имуществе НПФ. Описано что подходит под категорию имущество, как необходимо с ним обращаться и кто ответственен за его сохранность. Перечислены накопления и резервы, даны сведения о распределении накопленных средств;
  • В пятой г. перечислены и описаны гарантии на исполнение обязательств сотрудниками фондов. Оформлен страховой резерв и нюансы работы с ним. Написано что такое дивиденды и ограничения по ним. Описано актуальное оценивание НПФ. Перечислены способы отчетности, сроки и особенности. Оформлены объединенные гарантии для различных организаций;
  • В шестой оформлены процессы и способы вклада средств в пенсионные фонды. Описаны особенности и нюансы размещения средств и их накопления. Оформлен порядок управления собственными размещенными средствами. Каким способом можно хранить накопления посредством ценных бумаг и контроль за резервами и накоплениями. Процесс распределения доходных сумм с учетом резервов и накоплений в НПФ;
  • В седьмой оформлена деятельность органов, которые ведут контроль и регулируют деятельность фондов. Описаны их полномочия, функции, права и обязанности. Отдельно даны полномочия и деятельность попечительских советов в описываемой области;
  • В восьмой главе описана информация о процессах отчетности. Каким образом в НПФ ведется бухгалтерский отчет;
  • В главе девятой оформлена информация о реорганизации фонда, также дан порядок, по которому фонд можно ликвидировать. Описана принудительная ликвидация по решению Банка России;
  • В главе номер десять оформлены способы и процессы, а также меры по улучшению контроля и надзора за негос. пенсионными фондами. Дан список мер, используемых Центральным Банком РФ по регулированию деятельности НПФ. Описаны способы предоставления фондам информации. Оформлено определение налогового режима, перечислены условия и требования, когда налоговый режим установлен;
  • В г. 10.1 перечислены особенности и нюансы работы пенсионных накоплений. Оформлены списки требований и условий для вкладов. Дана форма договора и описаны пункты, которые должны быть в договоре обязательно. Даны требования для разных видов и категорий сделок. Описаны меры по разрешению конфликтных ситуаций и споров;
  • В 10.2 г. оформлены особенности разных категорий и разных ситуаций, когда необходимо досрочное негос. пенсионное обеспечение. Даны списки общих требований для всех лиц и требования для отдельных исключительных категорий. Перечислены обязанности фондов, когда необходимо провести досрочное обеспечение. Даны списки гарантий прав для лиц и работников;
  • В 11 оформлены заключительные условия и дополнительные положения и требования настоящего Федерального закона.

НПФ имеют право осуществлять предписанную деятельность на следующий рабочий день после предоставления организации лицензии. Для того чтобы получить право на обязательное страхование, фонд должен быть внесен в реестр. Также, после внесения в реестр, на следующий рабочий день сотрудники фонда имеют право на обязательное страхование лиц.

Последние изменения, внесенные в 75 ФЗ

Последние изменения в закон 75 о негосударственных пенсионных фондах были внесены 31 декабря 2017 года, при принятии ФЗ номер 482.

Согласно последней редакции, изменения были внесены в статью номер 25.1, был добавлен пункт 7. Ситуации, когда фонды не имеют право раскрывать сведения или ситуации, когда фонды могут раскрывать только ограниченное количество информации, определяются Правительством РФ. В общих случаях публичное предоставление информации определяется настоящим Федеральным законом. Также Правительство России определяет, когда фонд имеет право раскрывать или не раскрывать информацию о клиентах.

Также изменения произошли и в статье 36.14. В первом абзаце статьи к слову «Управляющая» была добавлена цифра 1. Также в статью добавили 2 пункт. Согласно закону, управляющие фондов обязаны в определенных ситуациях раскрывать или ограничивать, либо полностью скрывать информацию о собственных клиентах (акционерах). Однако после добавления 2 пункта, Правительство РФ имеет право рассматривать отдельные случаи и запрещать или предоставлять доступ к информации.

Текст закона о негосударственных пенсионных фондах РФ с изменениями

Федеральный закон 75 был принят для объяснения негосударственным пенсионным фондам и гражданам о системе деятельности НПФ. Гражданам рекомендуется изучить описываемый закон для лучшего понимания куда стоит обратиться за вкладами, страхованиями и накоплениями. Сотрудники же фондов обязаны изучить настоящий закон в связи с родом деятельности и для лучшего исполнения обязанностей.

Негосударственный пенсионный фонд представляет собой акционерное общество , обладающее исключительной лицензией на выполнение функции негосударственного пенсионного обеспечения. Первые НПФ были созданы в период с 1993-1995 год на основании Указа президента Российской Федерации, вступившего в силу 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». В это же время было создано около 350 относящихся к этой отрасли организаций. Для урегулирования экономических отношений внутри сообществ подобного рода требовалось создание нового закона.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» N 75 ФЗ был принят 7 мая 1998 года. Закон регламентирует юридические и социально-экономические отношения, проявляющиеся при формировании НПФ, осуществлении их непосредственной деятельности и упразднении.

Согласно ФЗ о НПФ РФ, государственная регистрация каждого нового негосударственного пенсионного фонда происходит в соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ , принятом 8 августа 2001 года. Вердикт о регистрации, упразднении или реорганизации НПФ выносит Банк России.

Фонд лицензируется бессрочно Банком России ФЗ 75 (ст. 7.1 ФЗ-75) . Однако в случае неоднократных нарушений федеральных законов и предписаний Банка, лицензия может быть аннулирована. Банк России имеет право отказать соискателю в лицензировании, если он не соответствует нормативам, указанным в ч.10 ст. 7.1 закона 75 о негосударственных пенсионных фондах.

Основными функциями НПФ , установленными в действующем федеральном законе, являются осуществление работы с пенсионными накоплениями вкладчиков, своевременные выплаты участникам, слежение за сохранностью фондовых сбережений. При утрате части активов, акционеры обязаны возместить вкладчикам недостающую сумму.

Устав НПФ определяется его создателем. Обязательными пунктами являются:

  • Наименование в полном и сокращённом виде с присутствием в нём понятия «Негосударственный Пенсионный Фонд» и аббревиатуры «НПФ»;
  • Определение исключительной деятельности акционерного сообщества;
  • Определение максимума собственных доходов от вложения пенсионных средств и резервных размещений;
  • Директива создания попечительского совета из числа вкладчиков, участников фонда и уполномоченных представителей застрахованных лиц.

Требования к должностным лицам, сотрудникам бухгалтерии и контролёрам НПФ регламентированы статьёй 6.2 . В действующем тексте определяются критерии компетентности и профпригодности. В частности соискатель на пост должностного лица не должен иметь непогашенных судимостей за умышленные преступные деяния, числиться на аналогичных должностях в финансовой организации, признанной банкротом, если с момента банкротства прошло не более трёх лет. Ведомственный контролёр, главный бухгалтер, член наблюдательного совета директоров избирается из числа членов акционерного общества. Физическое лицо из партнёрского списка негосударственного пенсионного фонда перечисленные должности занимать не может.

Действительный Федеральный Закон наделяет негосударственные пенсионные фонды полномочиями, позволяющими получать доступ к конфиденциальной информации вкладчиков и партнёров (ст. 15) . Информативная секретность должна быть сохранена. Раскрытие личной информации вкладчиков третьим лицам карается законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исключая случаи, предусмотренные рассматриваемым законом. НПФ имеет право на обработку персональных данных физических лиц без их непосредственного согласия.

Право вкладчиков - требовать абсолютного соблюдения обязательств по пенсионному договору. К таковым относятся своевременные пенсионные выплаты, включая преждевременные (по предварительному запросу).

Переустройство негосударственного пенсионного фонда происходит на основании решения, принятого на общем собрании акционеров. Принятое решение об изменении функций акционерного общества обязывает его руководство поставить в известность о происходящем Банк России. В течение 30 рабочих дней со дня оповещения Банка, о реорганизации предупреждаются кредиторы. В оповещении о начале процедуры переустройства НПФ должны быть указаны предположительные сроки её проведения, условия реорганизации и информация о возможных адресах создаваемых в результате реформации дополнительных фондов. По окончанию процедуры запись о переустройстве акционерного общества заносится в государственный реестр.

Решение о прекращении деятельности фонда принимается в соответствии с действующим федеральным законом и Конституцией Российской Федерации. В течение 30 дней с момента принятия ликвидационных мер, пенсионные сбережения направляются в Пенсионный фонд РФ в порядке, предусмотренным Банком. Эксплуатация резервов НФП производится в рамках выплат или перенаправления в другие фонды пенсионных страховок и выкупных сумм вкладчикам и участникам. При недостаче денежных активов пенсионного резерва, недостающая сумма может быть добавлена из совместных гарантийных сбережений.

За Банком России закреплено право подачи в Арбитражный суд РФ заявления о принудительном прекращении деятельности негосударственного пенсионного фонда . Если в судебном порядке принимается соответствующее решение, акционерное общество признаётся несостоятельным в соответствии с положением Федерального закона от 26 октября 2002 года N . Решение Арбитражным судом выносится в течение месяца с момента подачи ходатайства Банком России.

Как и другие законы Российской Федерации, Федеральный закон 75 о негосударственных пенсионных фондах претерпевает периодические изменения. Это связано со стремительно изменяющейся социально-экономической обстановкой в государстве. Последние существенные поправки в 75-ФЗ внесены 3 июля 2016 года.

Последние изменения, касающиеся деятельности негосударственных ПФ

Последние поправки в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» N 75 ФЗ были внесены 3 июля 2016 года и вступили в силу 1 января 2017 года.

Изменения коснулись сразу нескольких статей настоящего закона. Пункт 9 ст. 7.1 в новой редакции гласит, что в оформленной на бланке Банка России лицензия негосударственного пенсионного фонда должна указываться информация о возможном ограничении на реализацию деятельности по и НП обеспечению.

В п. 12 рассматриваемой статьи были внесены изменения, поясняющие возможные причины переоформления лицензии. Банк России уполномочен переоформить лицензирование в случае изменений в наименовании НПФ или смене действительного адреса фонда.

Статья 7.1 согласно акту от 2 июля 216 года дополняется пунктом 18. Текст этой части настоящей статьи уточняет, что НФП уполномочен осуществлять ту непосредственную деятельность, которая указана в лицензионном документе. Все возможные поправки оговариваются и согласовываются с Банком России.

Отчётная документация должна предоставляться в электронном виде, скреплённом электронной подписью (ст. 32.1, ч. 3) .

Ст. 7.2 была дополнена частью 2.1 . Согласно её нормативам, Банк России уполномочен аннулировать лицензирование негосударственного пенсионного фонда за отказ в выполнении требования о членстве в СРО (N 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»). Появившийся в обновлённой ст. 14 пункт 6 также обязывает НПФ вступать в СРО в сфере финансового рынка.

Скачать закон о негосударственных пенсионных фондах РФ

Скачать актуальный текст действующего Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» N 75 ФЗ можно по

Российская пенсионная система контролируется властями. При этом существуют как государственные пенсионные инстанции, так и независимые. Деятельность органов из негосударственной группы регулируется 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Особо важные положения этого нормативного акта будут рассмотрены в статье.

Негосударственная пенсионная система: общая характеристика

Для начала стоит разобраться с тем, что вообще называется пенсионным фондом негосударственного типа. Закон говорит об особого вида организации, в полномочия которой входит обычное и досрочное пенсионное обеспечение, а также пенсионное страхование. Деятельность фонда осуществляется на основании специальной лицензии.

Между самим фондом и его вкладчиками должен быть заключен специальный пенсионный договор. Так, вкладчик обязуется уплачивать взносы, а фонд берет ответственность по выплате своему клиенту негосударственной пенсии. Существует и другая форма договора, речь в которой идет о типа. Согласно такому документу, фонд обязуется выплачивать застрахованному гражданину накопительную или срочную накопительную пенсию.

О создании фонда

Разобравшись с тем, какие цели преследует негосударственный пенсионный фонд, стоит обратить внимание на процессы по формированию такой организации. Согласно статье 4 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", сам фонд может быть сформирован только в форме акционерного общества. Акционеры обладают правами на участие в управлении организацией. Выпуск акций возможен только в обыкновенной форме.

Как и в случае с любой другой акционерной организацией, негосударственный пенсионный фонд не имеет возможности отвечать по обязательствам своих представителей. При этом сами акционеры обязаны нести ответственность по обязательствам фонда. Работа с векселями, выдача займов, оплата акций через зачет финансовых требований - все это не допускается в пенсионном фонде негосударственного типа.

В статье 5 рассматриваемого нормативного акта говорится о государственной регистрации фонда. Согласно закону, созданная организация должна получить специальную лицензию и документ о внесении в единый государственный реестр юридических лиц. Документ может быть получен только от Банка России, который, к слову, и ведет представленный реестр.

О полномочиях фонда

Негосударственные пенсионные фонды обладают рядом законных обязанностей и полномочий. Вначале следует рассказать о полномочиях организации, коих существует немало. Вот что регламентирует закон:

  • разработку правил фонда (правила могут быть объединены в устав);
  • заключение пенсионных договоров и документов о пенсионном страховании обязательного типа;
  • аккумулирование пенсионных взносов и накоплений;
  • разработка пенсионных счетов;
  • заключение договоров об оказании услуг по техническому обеспечению;
  • определение инвестиционной стратегии ;
  • создание специальных пенсионных резервов, размещение в них финансов;
  • заключение договоров с компаниями, реализующими управляющие функции;
  • расторжение договоров с компаниями, имеющими управляющие функции;
  • принятие мер для обеспечения сохранности финансов фонда и т.д.

Все представленные функции характерны для акционерных обществ, коими и являются независимые от государства пенсионные фонды.

Требования к договорам

Пенсионная система в России подвержена особому контролю. Все-таки, именно эта структура призвана обеспечивать жизнедеятельность крупнейшей категории населения. К пенсионным фондам негосударственного характера также устанавливается ряд важнейших требований. Закрепляются они в статье 9 №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Так, устанавливается ряд правил в отношении пенсионных договоров. Согласно закону, они должны содержать:


Если же говорить про страховые договоры, то документы подобного рода должны включать в себя:

  • порядок инвестирования финансов;
  • положения об ответственности организации;
  • правила заключения, изменения или ликвидации договора;
  • обязанности и права всех сторон, заключивших договор и т.д.

Каждая отдельная организация может устанавливать какие-то свои требования. Важно только одно: чтобы они не противоречили 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Обязанности фонда

Стоит также обратить внимание на обязанности участников пенсионной системы негосударственного типа. В статье 14 рассматриваемого нормативного акта указывается следующее:

  • обязанность реализовывать свои профессиональные функции только в строгом соответствии с нормами рассматриваемого федерального закона;
  • реализация учета сведений об отдельных вкладчиках, застрахованных лицах или участниках пенсионной системы;
  • бесплатное предоставление вкладчикам и застрахованным лицам информации о состоянии пенсионных счетов;
  • реализация выплат негосударственных пенсий или выкупных сумм в строгом соответствии с условиями пенсионного договора;
  • уведомление участников системы о наступлении гарантийного случая;
  • организация качественной системы управления рисками.

Взаимоотношения с российским Центральным банком входят в отдельную группу обязанностей негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Согласно закону, они обязаны своевременно предупреждать ЦБ о заключении или изменении договоров с управляющими компаниями, обеспечивать возможность предоставления в Банк документации электронного типа, отчитываться об итогах аудита и т.д.

Собственность организации

В главе 4 Федерального закона 75-ФЗ от 07.05.1998 г. рассказывается о правилах управления имуществом фондов. Согласно статье 16, собственность рассматриваемых обществ делится на три группы: это собственные средства (необходимые для обеспечения акционеров и директоров) и пенсионные накопления. В состав пенсионных накоплений входят также страховые резервы фонда. За счет чего формируется все представленные группы финансов? Согласно закону это:

  • целевые поступления;
  • доходы фонда от размещения резервов;
  • пенсионные взносы;
  • иное имущество, которое может быть определено по решению директорского совета организации.

Российский Центральный Банк устанавливает нормативный размер резервов для соответствующих пенсионных схем.

Контроль над фондом

Контрольно-надзорная деятельность в отношении пенсионных негосударственных фондов может иметь две формы: государственную и внутреннюю, то есть организационную. В первом случае речь идет о проверках деятельности Центробанком РФ, о направлении отчетов в специальные государственные органы и т.д. В случае же с внутренней проверкой следует отметить ряд важнейших процедур, среди которых проведение аудирования и актуарное оценивание. Ему подлежит вся деятельность фонда. Так называемые актуарии проверяют, насколько НПФ способен отвечать по своим обязательствам перед клиентами.

В случае с аудиторской деятельностью все несколько иначе. Проверке должны быть подвергнуты все имеющиеся документы, договоры и отчеты организации. Особенное внимание приковывается к сравнению действующей документации с изначальными, учредительными документами фонда. К слову, к ним относятся устав фонда и дополнения к нему. Сам устав должен содержать наименование фонда, максимальную долю от доходов, состав попечительского совета и совета директоров.

Система управления фондом

Чуть подробнее нужно рассказать про структуру фонда. Согласно статье 28 рассматриваемого нормативного акта, в состав органа входит совет директоров (он же наблюдательный совет), а иногда и совет попечителей (оба совета могут быть объединены). Не может быть допущена передача полномочий организации управляющего типа или одному управляющему в виде ИП.

Чем занимается попечительский совет? Здесь стоит выделить принятие решений о реорганизации, изменение устава или максимальной доли и т.д. Все обязанности представителями попечительского совета реализуются на безвозмездной основе. Стоит также отметить, что в совет должны входить не менее 5 человек, рекомендации которых были предварительно рассмотрены советом директоров или собранием акционеров.

О реорганизации и ликвидации фонда

Реорганизация негосударственного пенсионного фонда может быть выполнена в нескольких формах: путем присоединения, слияния, разделения или выделения. Другие формы реорганизации не допускаются.

Вопрос о необходимости реорганизационных вопросов поднимается на общем собрании акционеров. После принятия соответствующего решения подается уведомление в Банк России (максимальный срок подачи такого документа составляет три дня). Уведомление должно содержать следующую информацию:

  • о порядке реорганизационных процессов и сроках их проведения;
  • о предполагаемом результате процессов.

Заинтересованными лицами в данном случае признаются акционеры и кредиторы. Отказ Банка России в осуществлении реорганизационной процедуры, если таковой последует, может быть обжалован.

Немного по-другому ситуация обстоит с ликвидацией. Все накопленные средства должны быть переданы в ПФР. Требования вкладчиков и участников общества необходимо полностью удовлетворить, но только не за счет накоплений пенсионного типа. Должна быть создана специальная ликвидационная комиссия, функции которой приобретают приоритетный характер. Деятельность фонда прекратится после исключения соответствующих сведений из государственного реестра о юридических лицах.

Обязательное пенсионное страхование и досрочное пенсионное обеспечение

Любой негосударственный фонд, получивший от ЦБ РФ лицензию на осуществление профессиональных полномочий в области пенсионного обеспечения, имеет возможность осуществлять и пенсионное страхование. Вот какими обязанностями обладает такой фонд:

  • бесплатно предоставлять пользователям информацию о состоянии счетов;
  • отражать на счетах результаты инвестирования пенсионных средств;
  • осуществлять выплату накопительной пенсии, срочной пенсии или выплаты единовременного типа;
  • извещать граждан о временной невозможности передавать часть средств на формирование пенсии накопительного характера.

К досрочному пенсионному обеспечению негосударственного характера также закрепляется ряд требований. Касаются они, в основном, списка профессий, регламентированного в ФЗ "О страховых пенсиях".

Рейтинг НПФ

Какие негосударственные пенсионные фонды наиболее известны на данный момент? Максимальный уровень надежности, согласно журналу "Пенсионное решение", установлен у АО "Газфонд". На втором месте числится "Волга-капитал" с 13%-ной доходностью. В рейтинге НПФ "Доверие" стоит на третьем месте. У этой организации установлена очень высокая степень надежности. Далее следует выделить АО "Европейский", НПФ от "Сбербанка", "ВТБ", "Росгосстраха" и "Нефтегаранта". Прочие фонды либо распространяют свое действие на конкретные регионы, либо являются дочерними предприятиями других, более крупных компаний.