Требования к оборудованию помещений доу. Планировочные требования, состав помещений детских учреждений




Планировка детского сада, интерната, или комплекса должна соответствовать в первую очередь гигиеническим нормам. В любом детском учреждении должна быть обеспечена максимальная безопасность для здоровья и жизни детей. Для эстетического оформления подобных помещений существуют свои нормы, которых необходимо придерживаться. Детское учреждение можно обустроить в специально построенном здании или перепланировать для этого уже готовую постройку.

Пример типового плана детского сада

Основные задачи частного детского сада — воспитание детей, обучение их основным навыкам существования в коллективе, общения, социального поведения. Начальное дошкольное образование и подготовка к школе — еще одна важная задача современных детских центров.

К тому же, в детском саду могут проводиться занятия в разного рода творческих кружках. В них дети будут учиться рисовать, лепить из пластилина и т. п. Главное, изначально определить основные направления работы детского сада, спектр предоставляемых услуг. Это поможет при детского учреждения. В детском саду дети воспитываются в разных возрастных группах.

Планировка детского сада с обозначением помещений

Для каждой группы необходимо отдельное пространство, в котором дети будут заниматься со своим воспитателем по основной программе, отдыхать, общаться друг с другом.

При планировке детских садов или центров необходимо четкое разграничение комнат для детей и служебных помещений.

Помещения разного предназначения (детские, административно-хозяйственные, обслуживающие, подсобные и т. п.) необходимо располагать отдельно друг от друга. Желательно обустроить хозяйственные, подсобные помещения в отдельной постройке. Вся внутренняя отделка помещений детских центров делается только из экологически чистых материалов высокого качества. Кроме того, помещения должно быть легко убирать. Все поверхности следует сделать прочными и легко моющимися. Это убережет детей от случайных травм и распространения инфекции.

Вариант проекта и планировки детского сада

Уборка должна производиться только химическими средствами, разрешенными для использования в помещениях для детей. и должна осуществляться исходя из основного предназначения детского учреждения.

Гигиенические требования и нормы безопасности

Детский сад или интернат должен располагаться в спальном районе среди жилых домов. Обустраивать детские учреждения вблизи автостоянок, проезжей части, котельных или производственных объектов категорически запрещено.

Читайте также

Ситуационный план земельного участка

Основные санитарно-гигиенические нормы предписывают следующее:


Основные и дополнительные помещения детского сада

Основные помещения в зданиях детских садов это:


Условия для полноценного дневного сна можно создать в групповых комнатах. В этом случае лучше приобрести раскладные кровати. Для хранения кроватей и спальных принадлежностей понадобится встроенный шкаф или небольшая кладовка. Для маленького детского сада (не более 30 детей) можно обустроить общую столовую. Для большего количества детей удобнее организовать место для приема пищи в групповой комнате. Обеденные столики при этом можно использовать также для занятий или настольных игр.

Медицинский кабинет с изолятором обязателен для детских садов, в которых дети будут находиться в течение всего дня или круглосуточно. Если учреждение работает в режиме «короткий день», от медпункта можно отказаться. Достаточно будет заключить договор с близлежащей поликлиникой об оказании медицинской помощи в случае необходимости.

Групповые и спальные помещения

Групповые помещения детского сада должны быть изолированы. Желательно для каждой групповой комнаты оборудовать отдельный вход с прилегающей территории. Можно обустроить общий вход для двух или трех групп разного возраста. Возле общего входа желательно обустроить гардеробную для верхней одежды и уличной обуви.

Прием детей должен производиться в отдельном помещении или в гардеробной. В последнем случае здесь нужно обеспечить условия для осмотра детей. Вход родителей в групповые комнаты нежелателен в целях предохранения от инфекции и сохранения чистоты в помещении.

В групповой комнате должно планироваться обустройство достаточного количества оконных проемов необходимого размера. Это обеспечит хорошее проветривание, естественное освещение и доступ ультрафиолетовых лучей, посредством которых помещение будет инсолироваться.


Спальню предпочтительно обустроить на крытой, утепленной и или . Можно выделить место для сна в основной комнате группы, отделив его раздвижной перегородкой. Для детей в возрасте 5-6 лет допускается установка 2-ярусных кроватей. На верхнем спальном месте обязательно обустройство защитного бортика.

Туалетные комнаты и бассейн

Туалетная комната примыкает к игровому помещению. Желательно обустроить небольшой разделяющий коридор между ними. Для малышей из ясельных групп используются горшки. Для детей постарше ставятся унитазы в открытых кабинах. Габариты кабины — 80 на 80 см, высота разделительной стенки — 120 см.
При обустройстве бассейна в здании детсада необходимо запланировать обустройство душевой кабины, раздевальной и туалетной комнат.


Следует оборудовать специальную ванную для обучения плаванию площадью 3 на 7 м или немного больше.

Планировка детского сада в зданиях различной формы

Самый простой вариант планировки небольшого детского сада в квадратном здании делается по следующим принципам:

  • входная дверь ведет в холл;
  • в холл выходят двери в пищеблок, медпункт и кабинет заведующей;
  • из пищеблока необходим наружный выход для доставки продуктов;
  • коридор из холла ведет в групповые комнаты (не более 4-х);
  • групповые комнаты располагаются вокруг многоцелевого помещения.

Дополнительные групповые комнаты обустраиваются на 2-м этаже. В 3-этажном здании детского сада на верхнем этаже располагаются только подсобные помещения. При этом может быть дополнительно задействовано или мансарда. Здесь можно обустроить кладовую. Планировка удлиненного здания детского сада предполагает наличие центрального коридора, проходящего между торцевыми стенами.

Проект и планировка детского сада на 150 мест

Центральный вход располагается ближе к торцевой стене. Рядом находится кабинет заведующей. Далее по коридору с одной стороны располагаются подсобные помещения: гардеробная, кухня, медпункт, туалетная комната для персонала, кладовая для вещей и продуктов. Вдоль противоположной стены располагается многоцелевое помещение, выходящее в холл. Далее по коридору обустраиваются помещения для детей: групповые и спальные комнаты, туалеты для девочек и мальчиков, умывальная комната и т. д. В конце коридора можно обустроить еще одно большое помещение для спортивных занятий, танцев или активных игр.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва
"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций""
Опубликовано: 19 июля 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6133
Вступает в силу:30 июля 2013 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г.
Регистрационный N 28564

(Выдержки)

2. С момента вступления в силу СанПиН 2.4.1.3049-13 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:
- СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N 91 (зарегистрированы в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267);
- СанПиН 2.4.1.2791-10 "Изменение N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 N 164 (зарегистрированы в Минюсте России 22.12.2010, регистрационный номер 19342).

1.3. Дошкольные образовательные организации функционируют в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), полного дня (10,5-12-часового пребывания), продленного дня (13-14-часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей.
Настоящие санитарные правила не распространяются на семейные группы, размещенные в жилых квартирах (жилых домах).

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей (далее - дошкольные образовательные организации).

1.5. Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в действие настоящих санитарных правил.
Ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

1.8. В дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Подбор контингента разновозрастной (смешанной) группы должен учитывать возможность организации в ней режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.

1.9. Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 метра квадратного на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2,0 метра квадратного на одного ребенка, фактически находящегося в группе.

4.1. Вновь строящиеся объекты дошкольных образовательных организаций рекомендуется располагать в отдельно стоящем здании.

Здания дошкольных образовательных организаций могут быть отдельно стоящими, пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), а также встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий).

Допускается размещение дошкольных образовательных организаций во встроенных в жилые дома помещениях, во встроенно-пристроенных помещениях (или пристроенных), при наличии отдельно огороженной территории с самостоятельным входом для детей и выездом (въездом) для автотранспорта.

4.3. Здание дошкольной образовательной организации должно иметь этажность не выше трех.

На третьих этажах зданий дошкольных образовательных организаций рекомендуется размещать группы для детей старшего дошкольного возраста, а также дополнительные помещения для работы с детьми.

4.4. При проектировании дошкольных образовательных организаций предусматривается следующий набор помещений: групповые ячейки (изолированные помещения для каждой детской группы); дополнительные помещения для занятий с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда и другие); сопутствующие помещения (медицинский блок, пищеблок, постирочная); служебно-бытового назначения для персонала.

4.5. Размещение в подвальных и цокольных этажах зданий помещений для пребывания детей и помещений медицинского назначения не допускается.

4.6. Здания дошкольных образовательных организаций, могут иметь различную конфигурацию, в том числе: компактную, блочную или павильонную структуру, состоять из нескольких корпусов-павильонов, отдельно стоящих или соединенных между собой отапливаемыми переходами. Неотапливаемые переходы и галереи допускаются только в III Б климатическом подрайоне.

4.8. В целях сохранения воздушно-теплового режима в помещениях дошкольных образовательных организаций, в зависимости от климатических районов, входы в здания должны быть оборудованы тамбурами.

4.9. Объемно-планировочные решения помещений дошкольных образовательных организаций должны обеспечивать условия для соблюдения принципа групповой изоляции. Групповые ячейки для детей младенческого и раннего возраста должны иметь самостоятельный вход на игровую площадку.

4.10. В здание дошкольной образовательной организации допускается оборудование единого входа с общей лестницей для групп для детей младенческого, раннего и детей дошкольного возраста - не более чем на 4 группы, независимо от их расположения в здании.

При размещении дошкольных образовательных организаций в образовательных организациях, в зданиях социально-культурного назначения, пристроенных к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения допускается оборудование единого входа в дошкольную организацию без разделения на группы.

4.11. В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной).

Допускается использовать групповую для организации сна с использованием выдвижных кроватей или раскладных кроватей с жестким ложем.

4.12. Площади помещений, входящих в групповую ячейку, принимают в соответствии с рекомендуемыми площадями помещений групповой ячейки (таблица 1 Приложения N 1).

Для вновь строящихся зданий дошкольных образовательных организаций оптимальную площадь групповых и спален рекомендуется принимать из расчета норматива площади на одного ребенка (с учетом мебели и ее расстановки) и из расчета кратности воздухообмена.

4.13. В дошкольных образовательных организациях для групповых ячеек, располагающихся на втором и третьем этажах, раздевальные помещения для детей допускается размещать на первом этаже.

В дошкольных образовательных организациях (группах) должны быть обеспечены условия для просушивания верхней одежды и обуви.

4.17. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях дошкольных образовательных организаций при численности воспитанников более 120 рекомендуется предусматривать два зала: один - для занятий музыкой, другой - для занятий физкультурой. Залы не должны быть проходными.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях дошкольных образовательных организаций с численностью воспитанников до 120 и существующих зданиях допускается один общий зал для занятий музыкой и физкультурой.

4.22. Для вновь строящихся зданий дошкольных образовательных организаций независимо от их вместимости предусматривается медицинский блок, состоящий из медицинского и процедурного кабинетов, туалета. Рекомендуемая площадь помещений медицинского блока приведена в таблице 1 Приложения N 1.

В туалете предусматривается место для приготовления дезинфицирующих растворов.

Медицинский блок (медицинский кабинет) должен иметь отдельный вход из коридора.

Для временной изоляции заболевших допускается использование помещений медицинского блока (медицинский или процедурный кабинет).

4.24. Во вновь строящихся и реконструируемых объектах дошкольных образовательных организаций необходимо предусматривать пищеблок, работающий на сырье или полуфабрикатах, или буфет-раздаточную, предназначенную для приема готовых блюд и кулинарных изделий, поступающих из организаций общественного питания, и распределения их по группам.

Состав и площади помещений пищеблока (буфета-раздаточной) определяются заданием на проектирование.

Объемно-планировочные решения помещений пищеблока должны предусматривать последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции.

Допускается размещение помещений пищеблока на первом и втором этажах при условии проектирования его в отдельном блоке (здании). Помещения для приема пищевых продуктов, кладовая для овощей, первичная обработка овощей (в том числе для чистки картофеля), мойки тары и камера отходов, проектируются на первом этаже.

Кладовые не размещаются под моечными, душевыми и санитарными узлами, а также производственными помещениями с трапами.

В подвальных помещениях допускается хранение пищевых продуктов (овощей, консервированных продуктов) при обеспечении необходимых условий хранения, установленных производителем.

Помещения для хранения пищевых продуктов должны быть не проницаемыми для грызунов.

4.25. При проектировании пищеблока, работающего на сырье, рекомендуется предусмотреть следующий набор помещений: горячий цех, раздаточная, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, загрузочная.

В горячем цехе допускается функциональное разделение помещения с выделением зон: переработки овощной, мясо-рыбной продукции и зоны холодных закусок при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к технологическим процессам приготовления блюд.

4.26. При проектировании пищеблока, работающего на полуфабрикатах, рекомендуется предусмотреть следующий набор помещений: загрузочная, доготовочный цех, горячий цех, холодный цех, раздаточная, помещение для хранения сыпучих продуктов, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, моечная кухонной посуды. Доготовочный, горячий и холодный цеха могут быть совмещены в одном помещении и разделены перегородкой.

На пищеблок, работающий на полуфабрикатах, должны поступать мытые и/или очищенные овощи, полуфабрикаты высокой степени готовности (мясные, рыбные).

4.27. В буфетах-раздаточных должны предусматриваться объемно-планировочные решения, помещения и оборудование, позволяющие осуществлять прием готовых блюд, кулинарных изделий и раздачу их по групповым ячейкам, а также приготовление горячих напитков и отдельных блюд (отваривание колбасных изделий, яиц, заправка салатов, нарезка готовых продуктов). В буфетах-раздаточных должны быть предусмотрены условия для мытья рук.

4.28. При проектировании пищеблока в здании дошкольной образовательной организации комната персонала, раздевалка и помещение для приготовления моющих и дезинфицирующих растворов могут быть размещены за пределами пищеблока.

Работникам пищеблока допускается использовать служебные (комната персонала, раздевалка) и санитарные (душевая и туалет для персонала) помещения дошкольной образовательной организации.

Допускается совместное хранение уборочного инвентаря и приготовление моющих и дезинфицирующих растворов, предназначенных для пищеблока и других помещений дошкольной образовательной организации.

4.35. В дошкольных образовательных организациях рекомендуется предусматривать постирочную. Помещения стиральной и гладильной должны быть смежными. Входы (окна приема-выдачи) для сдачи грязного и получения чистого белья должны быть раздельными.

4.37. При отсутствии прачечной в дошкольной образовательной организации возможна организация централизованной стирки постельного белья в иных прачечных.

4.38. При организации работы групп кратковременного пребывания детей должны предусматриваться помещения:

Помещение или место для раздевания, оборудованные шкафчиками или вешалками для верхней одежды и обуви детей и персонала групп. В помещении должны быть созданы условия для просушки одежды и обуви детей;
- групповая комната для проведения учебных занятий, игр и питания детей;
- помещение или место для приготовления пищи, а также для мытья и хранения столовой посуды и приборов;
- детская туалетная (с умывальной) для детей.

Допускается оборудование санитарного узла для персонала в детской туалетной в виде отдельной закрытой туалетной кабины.

Детская туалетная должна быть обеспечена персональными горшками для каждого ребенка, фактически находящегося в группе, дошкольной образовательной организации, а для детей в возрасте 5-7 лет персональными сидениями на унитаз, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами, или одноразовыми сидениями на унитаз.

6.16. Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне размещаются детские умывальники и душевой поддон. В зоне санитарных узлов размещаются унитазы.

В ранее построенных зданиях дошкольных образовательных организаций допускается использовать помещение туалетной в соответствии с проектом.

6.16.1. Туалетную для детей раннего возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы.

В туалетных к умывальным раковинам обеспечивается подводка горячей и холодной воды, подача воды осуществляется через смеситель.

6.16.2. В туалетной младшей дошкольной и средней группы в умывальной зоне устанавливаются 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, 4 детских унитаза.

6.16.3. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливаются умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальная раковина для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы рекомендуется устанавливать в закрывающихся кабинах, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м.

При проектировании и реконструкции дошкольных образовательных организаций в сельской местности оборудование туалетной и умывальной зон допускается определять заданием на проектирование.

6.16.4. При проектировании и реконструкции дошкольных образовательных организаций в старших и подготовительных группах предусматриваются раздельные туалетные комнаты (кабинки) для мальчиков и девочек.

6.17. При круглосуточном пребывании детей рекомендуется оборудовать ванные комнаты для помывки детей, оборудованные душевыми кабинами (ваннами, поддонами с подводкой горячей и холодной воды со смесителем).

Приложение N 1
к СанПиН 2.4.1.3049-13

Вид помещений

Площадные показатели (не менее)

Групповые ячейки

раздевальная

18 кв. м; для групп наполняемостью менее 10 человек площадь раздевальной допускается определять из расчета 1,0 кв. м на 1 ребенка, но не менее 6 кв. м

групповая

2,5 кв. м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста; 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах

буфетная

3,0 кв. м

спальня

1,8 кв. м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста, 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах

туалетная

12 кв. м для групп для детей младенческого и раннего возраста; 16 кв. м для дошкольных групп

Медицинский блок

медицинский кабинет

не менее 12 кв. м

процедурный кабинет

не менее 8 кв. м

туалет с местом для приготовления дезинфицирующих растворов

не менее 6 кв. м

Помещения

до 80 (1 - 4)

до 150 (5 - 6)

до 240 (7 - 12)

до 350 (13 - 18)

Кабинет заведующего

Кабинет завхоза

Методический кабинет

Хозяйственная кладовая

Кладовая чистого белья

Комната кастелянши

Столярная мастерская

Столовая персонала

Туалеты для персонала

Помещения

Площадь (м2) в зависимости от вместимости и количества групп

до 80 (1 - 4)

до 150 (5 - 6)

до 240 (7 - 12)

до 350 (13 - 18)

Стиральная

Гладильная

Всего

Помещения

Нарушения

слуха

зрения

интеллекта

слабовидящие

косоглазие и амблиопия

Раздевальная

Групповая

Спальня

Буфетная

Туалетная

12 кв. м для групп для детей младенческого и раннего возраста; 16 кв. м для дошкольных групп

Плеопто- ортоптическая комната

Логопедическая комната

Таблица 5
Рекомендуемый состав и площади помещений
групповых дошкольных образовательных организаций для детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата в кв. м
на 1 ребенка

Помещения

Групповые ячейки детей до 3-х лет

Групповые ячейки детей от 3-х до 7-ми лет

Раздевальная (приемная)

Помещение для личных вещей детей

Игральная (столовая)

Спальня

Помещение для раздачи пищи и мойки посуды (буфетная)

Туалетная (горшечная)

0,25

0,25

Комната логопеда

0,83

0,83

Веранда неотапливаемая (для 50% детей)

Приложение N 4
к СанПиН 2.4.1.3049-13
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПИЩЕБЛОКОВ

Наименование помещения

Оборудование

Склады (кладовые)

Стеллажи, подтоварники, среднетемпературные и низкотемпературные холодильные шкафы (при необходимости)

Овощной цех (первичной обработки овощей)

Производственные столы (не менее двух), картофелеочистительная и овощерезательная машины, моечные ванны, раковина для мытья рук

Овощной цех (вторичной обработки овощей)

Производственные столы (не менее двух), моечная ванна, универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина, раковина для мытья рук

Холодный цех

Производственные столы (не менее двух), контрольные весы, среднетемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения "товарного соседства" и хранения необходимого объема пищевых продуктов), универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина, бактерицидная установка для обеззараживания воздуха, моечная ванна для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов, раковина для мытья рук

Мясорыбный цех

Производственные столы (для разделки мяса, рыбы и птицы) - не менее двух, контрольные весы, среднетемпературные и, при необходимости, низкотемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения "товарного соседства" и хранения необходимого объема пищевых продуктов), электромясорубка, колода для разруба мяса, моечные ванны, раковина для мытья рук

Горячий цех

Производственные столы (не менее двух: для сырой и готовой продукции), электрическая плита, электрическая сковорода, духовой (жарочный) шкаф, электропривод для готовой продукции, электрокотел, контрольные весы, раковина для мытья рук

Моечная кухонной посуды

Производственный стол, моечные ванны, стеллаж, раковина для мытья рук

Моечная тары

Моечная ванна

СанПиН 2.4.1.3147-13

Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда

1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на следующие виды дошкольных групп:
- группы общеразвивающей направленности, в которых осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования;
- группы по присмотру, уходу и развитию, в которых не осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования;
- семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях, общеразвивающей направленности или осуществляющие присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.
Допускается размещение в жилых помещениях:
- дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования и/или присмотр и уход;
- дошкольных групп комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и/или присмотр и уход.

1.4. Жилые помещения, при размещении в них дошкольных групп, должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях и настоящим санитарным правилам.


1.5. В дошкольные группы принимаются дети в возрасте до 8 лет. Количество детей определяется исходя из расчета площади не менее 2,0 метров квадратных в игровой комнате на одного ребенка, фактически находящегося в группе. Допускается формирование разновозрастных групп.

2.3. Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях пребывания детей должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
При одностороннем освещении помещения, глубина которого более 6 метров, места для проведения игр и занятий по реализации образовательных программ дошкольного образования должны быть обеспечены дополнительными источниками искусственного освещения.

2.5. Набор помещений дошкольных групп и их оборудование обеспечивается с учетом режима их функционирования.


2.5.1. Для дошкольных групп кратковременного пребывания детей до 5 часов предусматривается следующий набор помещений или выделяются места в помещениях:


и хранения посуды, разделочного инвентаря и столовых приборов при организации питания;
- место для хранения полотенец;

- туалет;
- умывальная комната.
Допускается не организовывать питание в режиме дня и не оборудовать кухню, а также помещение (место) для сна, для дошкольных групп, в которых дети пребывают до 4 часов и в режиме дня которых не предусмотрена организация питания и сна детей.

2.5.2. Для дошкольных групп сокращенного, полного и продленного дня пребывания детей (от 5 до 14 часов) предусматривается следующий набор помещений и/или мест:
- место (помещение), оборудованное шкафчиками или вешалками для верхней одежды и полками для обуви;
- игровая комната для проведения занятий, игр;
- помещение (место в игровой комнате) для сна;
- кухня для хранения пищевых продуктов, приготовления пищи, мытья
и хранения посуды, разделочного инвентаря и столовых приборов;
- помещение (место в игровой комнате или на кухне) для приема пищи детьми;
- место (в помещении кухни или игровой комнаты) для организации питьевого режима;
- помещение (место) для хранения белья;
- место (шкаф) для хранения уборочного инвентаря;
- туалет;
- умывальная комната.
Допускается оборудование места для приема пищи в помещении игровой комнаты и/или кухни.
Допускается использование туалета и умывальной комнаты персоналом дошкольной группы.
2.5.3. Туалет, предназначенный для детей, оборудуется унитазом. Каждый фактически находящийся в дошкольной группе ребенок в возрасте 5 - 8 лет обеспечивается персональным (или одноразовым) сидением на унитаз, изготовленным из материалов, безвредных для здоровья человека и допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами. Дети в возрасте до 5 лет, фактически находящиеся в дошкольной группе, обеспечиваются персональными горшками. Допускается обеспечение детей в возрасте от 4 до 5 лет персональным (или одноразовым) сидением на унитаз.
Возможно совмещение в одном туалетном помещении туалета для детей и персонала дошкольной группы.
2.5.4. В умывальных помещениях устанавливаются вешалки для полотенец. Каждый фактически находящийся в дошкольной группе ребенок, обеспечивается индивидуальным полотенцем для рук, а при организации сна – индивидуальным полотенцем для ног. Допускается использование одноразовых полотенец для рук.
Возможно совмещение в одном помещении туалета и умывальной комнаты.

Здание детского сада включает: групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе; специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами; сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная); служебно-бытовые помещения для персонала. Здания детских садов не должны превышать 2 этажей. В крупных городах из-за плотности застройки и недостатка площадей, при согласовании с центром госсанэпиднадзора, допускается высота здания в 3 этажа. На 3-м этаже допускается располагать групповые ячейки только детей старших возрастных групп, залы и иные специализированные помещения для работы с детьми, служебно-бытовые и рекреационные помещения. Групповые ячейки для детей ясельного возраста располагают на 1-м этаже, для детей 2 лет и старше размещение групповой ячейки допускается на 2-м этаже.

Все основные помещения детского сада размещают в наземных этажах. Не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах зданий ДОУ помещения для пребывания детей и помещения медицинского назначения. Использование помещений подвального и цокольного этажей должно осуществляться в соответствии с требованиями строительных норм и правил и с учетом высоты стояния грунтовых вод. Здания, в зависимости от вместимости, могут иметь компактную, блочную или павильонную структуру: состоять из нескольких корпусов-павильонов, отдельно стоящих или соединенных между собой отапливаемыми переходами. Не отапливаемые переходы и галереи допускаются только в IIIБ климатическом подрайоне. Высота от пола до потолка основных помещений - не менее 3 м.

Входы в здания должны быть с двойными тамбурами в IB, IД климатических подрайонах, II и III климатических районах; в IA, IБ и IГ климатических подрайонах - с тройными тамбурами; в IIIБ климатическом районе - с одним тамбуром. Глубина тамбура - не менее 1,6 м. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, ограждают с обеих сторон экраном из реек на уровне роста ребенка. Высота ограждения крыльца (три и более ступеней) составляет 0,8 м. Перед входом в групповую ячейку для детей ясельного возраста должны быть оборудованы пандусы для колясок.

В планировочной структуре зданий детских садов необходимо соблюдать принцип групповой изоляции. Групповые ячейки для детей ясельного возраста должны иметь самостоятельный вход с участка. Допускается общий вход с общей лестницей для детей ясельных групп, размещенных на 2-м этаже, для детей дошкольного возраста - не более чем на 4 группы, независимо от их расположения в здании. В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная для детей ясельного возраста), групповая (игровая), спальня, буфетная, туалетная. В приемной для детей ясельного возраста до года выделяют место для раздевания родителей и кормления грудных детей матерями; спальню в этих группах следует разделять на 2 зоны остекленной перегородкой.

Площади помещений групповой ячейки: раздевальная (приемная) - площадью не менее 18 м2; в IA, IБ и IГ климатических подрайонах площадь раздевальных не менее 20 м2; групповая (игровая) - площадью не менее 50 м2 (для ясельных групп из расчета не менее 2,5 м2 на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 м2); буфетная - площадью не менее 3,8 м2; спальня - площадью не менее 50 м2 (для ясельных групп из расчета не менее 1,8 м2 на 1 ребенка, для дошкольников - не менее 2,0 м2). Для районов Крайнего Севера площади раздевальной (приемной) и спален детей ясельного возраста должны быть увеличены на 10%; туалетная - площадью не менее 16 м2 (для ясельных групп из расчета не менее 0,8 м2 на 1 ребенка).

Раздевальные для детей, групповые ячейки которых располагаются на втором и третьем этажах, допускается размещать на первом этаже в отдельных помещениях для каждой группы. Следует предусмотреть специальное помещение кладовых для хранения колясок, санок, велосипедов, лыж, игрушек, используемых на территории. Питание детей организуют в помещении групповой. Для мытья посуды в буфетной оборудуется 3-гнездная мойка с подводкой холодной и горячей воды. Допускается 2-гнездная мойка, построенная по старым типовым проектам.Для ограничения перегрева помещений необходимо предусмотреть солнцезащиту при организации окон групповых, игровых, спален, залов, палат изолятора, кухни, заготовочных и доготовочных цехов, обращенных на азимуты 200-275° для районов южнее 60-45° с.ш. и на азимуты 91-230° для районов южнее 45° с.ш.

В помещениях групповых (игровых) и спальнях во всех климатических районах, кроме IA, IБ, IV климатических подрайонов, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. В III климатическом районе, кроме групповых (игровых) и спален, сквозное или угловое проветривание следует обеспечить также в помещениях кухни, постирочной, сушильной, гладильной. Окна в каждом групповом помещении необходимо оборудовать откидными фрамугами с рычажными приборами (не менее чем на 50% окон) или форточками и использовать их для организации проветривания во все сезоны года. Отношение площади фрамуг к площади пола составляет 1:50. Наружная часть фрамуг должна открываться снизу, а внутренняя - сверху. Высота ограждения лестниц составляет 1,5 м при сплошном ограждении сеткой, высота поручней для детей - 0,5 м, поручни для взрослых устанавливают на высоте 0,85 м. Расстояние между вертикальными элементами в ограждении лестниц - не более 0,1 м, горизонтальные членения в ограждениях не допускаются.

Дети наше главное богатство и это непреложная истина должна быть основным мотивом при возведении детских дошкольных учреждений. Особенности строительства детских садов должны закладываться еще на стадии подготовки и разработки проекта. Они значительно отличаются от обычных общественных знаний и кардинально изменились со времен строительной практики, существовавшей пару десятилетий назад.

В общем подходе изменились критерии в формировании числа групп, их состава, специализации и количества мест. Согласно последним исследованиям социологических служб необходимо закладывать при проектировании дошкольных учреждений количество мест из расчета 30 детей на группу ясельного возраста и 50 для старших групп, в расчете на тысячу жителей среднего города. Проект должен иметь педагогическую направленность и кроме общего числа групп должен предусмотреть возможность размещения дополнительных специализаций, таких как центр раннего развития зао .

Самым основным требованием, заметно отличающим строительство детских садов от других гражданских объектов - является применение только экологически чистых и исключительно нейтральных стройматериалов, которые при длительной эксплуатации не должны разлагаться и производить выделение вредных веществ.

Особое внимание должно уделяется вопросам энергоэффективности - максимально возможному сбережению электро и теплоэнергии, рациональному расходованию воды, конечно, не в ущерб детям. Стиль построения здания детского садика должен иметь архитектурное решение с повышенной площадью остекления, особенно первых этажей. При проработке интерьера необходимо учесть психологическую особенность разных детей. При внутреннем оформлении спален должны превалировать светлые тона, а для оформления игровых комнат надо использовать яркие краски, оказывающие положительное влияние на среду развития ребенка. Замысел по устройству детских туалетных комнат должен быть реализован таким образом, чтобы дети чувствовали себя уютно и следили за своей гигиеной с большей охотой.

Внутренние помещения для детей должны предусматривать множество игровых зон и функциональных отделений, таких как детские театры, ателье, автодромы и живые уголки, а также и специальные физиотерапевтические кабинеты для улучшения детской моторики. Медицинский блок обязан вмещать все необходимое современное оборудование. Проектировщики и строители не должны забыть о педагогах - для них должно быть создано максимальное количество удобств - от комнаты отдыха до отдельной кухни.

Необходимо добиваться при строительстве детских садов, чтобы могли быть успешно реализованы многофункциональные игровые площадки, обеспечено слияние природного ландшафта и здания, при достаточно открытом внешнем пространстве. Это должно быть произведением архитектурно-дизайнерского и ландшафтного искусства органически и максимально плавными линиями вписанного в окружающее пространство.


Светлана Яхкинд, канд. архитектуры, зам. нач. управления научно-технической политики – нач. отдела типового проектирования Департамента градостроительной политики г. Москвы

Опыт г. Москвы

Встроенные детские сады при жилых домах открывают ряд преимуществ. Благодаря им сеть дошкольных образовательных учреждений может вместит еще больше детей, площадь здания используется максимально эффективно, первые этажи жилых домов рационально задействованы в эксплуатацию.

Также встроенные детские сады отличаются компактностью расположения, меньшей площадью техподполья (нежилого нижнего этажа, через который проходят трубопроводы и другие инженерные сети), короткие внешние инженерные коммуникации и подъездные дороги.

Инвестор тратит на встроенный детский сад на порядок меньше, чем на дошкольную образовательную организацию в отдельном здании, поскольку отдельные коммуникации при строительстве не требуются, что упрощает соблюдение СанПиН в образовательной организации. Более того, уменьшенная площадь таких помещений упрощает уход за ними, в особенности в зимний период времени.

Жилье в домах со встроенными детскими садами часто выбирают семьи с маленькими детьми, поскольку ДОУ и его площадки находятся поблизости.

Встроенные детские сады: основные требования

Дошкольные образовательные организации, которые занимают первые этажи жилых зданий, проектировались и оборудовались в г. Москве в течение нескольких десятилетий. Но в 2009 г. свод правил СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утв. приказом МЧС России от 25.03.2009 № 174, ограничил оборудование встроенных детских садов в жилых зданиях в целях пожарной безопасности. С этого времени встроенные детские сады прекратили проектировать, а те проекты, что уже передали на госэкспертизу, изменили.

Совместная работа Департамента градостроительной политики г. Москвы и федерального органа МЧС России привела к тому, что ограничение в июне 2011 г. сняли, поскольку ввели Изменения № 1 к СП 4.13130.2009, утв. приказом МЧС России от 27.05.2011 № 266.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

Екатерина Барсукова, дизайнер школьных интерьеров специально для журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения» рекомендует

- Ландшафтный дизайн в детском саду: красиво, уютно и безопасно

Несколько важных советов по организации антитеррористической безопасности в ДОУ

- Ответы на три вопроса об антитеррористической безопасности участка

В 2013 г. приказ МЧС России от 24.04.2013 № 288 регламентировал обновленный свод правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». В этом своде правил разрешено обустройство детских садов в первых этажах жилых домов.

В г. Москве за период с 2008 по 2013 г. обустроили 17 встроенно-пристроенных дошкольных организаций, 15 из них – за счет средств инвесторов.

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13) сделали возможным создание проектных решений по встроенным ДОУ и тем, что обустроены в жилых домах.

В разработке документа принимали участие Роспотребнадзор и ряд федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, включая Департамент градостроительной политики г. Москвы. Так, удалось учесть предложения Департамента градостроительной политики г. Москвы в в СанПиН 2.4.1.3049-13:

  • о расположении ДОУ, которые встроены (встроенно-пристроенные) в жилые дома, используя высоту жилого этажа;
  • вместительность ДОУ больше не имеет ограничений (как отдельно стоящие ДОУ, так и встроенно-пристроенные).

Обновленные требования иначе регламентируют высоту потолков в помещении ДОУ, которая, согласно старым правилам, должна была быть не менее 3 м, теперь должна удовлетворять гигиеническим показателям воздухообмена (п. 4.7 СанПиН 2.4.1.3049-13). Следовательно, в жилых домах, где высота потолка обычно равна 2,8 м, высота от пола до потолка в помещении группы ДОУ может быть 2,65 м.

Встроенные детские сады: определение вместительности

Согласно п. 4.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 вместительность детских садов должна регламентироваться заданием на проектирование, что особенно важно для градостроительной политики.

Прежде в детском саду не должно было быть свыше 80 мест, а в встроенно-пристроенных ДОУ – 150 мест. Современные проектировщики руководствуются условиями участка застройки, планируя вместительность детского сада. Следовательно, если на смежном с жилым домом участке можно расположить площадки для дошкольной организации на 200 мест, такой объект спроектируют. В этом случае размеры участка регулируются приложением Ж «Нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков» к СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утв. приказом Минрегиона России от 28.12.2010 № 820 и должно соответствовать 30-40 м2 на одно место.

Новые возможности для карьерного роста

Освоить принципы финансового обеспечения детского сада, организации приносящей доход деятельности, оказания платных образовательных услуг поможет учебная программа "Финансово-экономическая деятельность" .

По итогам прохождения курса Вы получите диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Начните обучение бесплатно прямо сейчас

Здания ДОУ могут быть отдельно стоящими, а также пристраиваться к жилым домам и зданиям общественного назначения, также дошкольные образовательные учреждения могут встраиваться в жилые дома, быть встроенно-пристроенными.

СП 4.13130. П. 5.2.2

Проектирование встроенных детских садов

По заказу Департамента градостроительной политики г. Москвы была проведена научно-исследовательская работа, которая показала, что разумнее детские сады вместительностью от 150 мест и более проектировать в виде встроенно-пристроенных.

Встроенная часть вмещает помещения одной группы, а функциональные блоки и прочие групповые помещения размещаются в пристроенной части. Так, в типовых жилых домах на первых этажах могут размещаться ДОУ комбинированной направленности с малокомплектными группами.

Внесенные изменения позволили департаменту градостроительной политики г. Москвы в 2013 г. осуществить конкурс на проектирование встроенно-пристроенных и встроенных ДОУ. В ходе подготовки к конкурсу решили проектировать детские сады небольшого размера вместительностью 35-79 мест и количеством групп от 4 до 6.

В конкурсном задании нужно было оттолкнуться от того, что первые нежилые этажи имеют помещения площадью 18-22 м2, а потому следовало спроектировать детский сад с группами вместительностью 8-20 человек. Важно, чтобы в группах были продуманы условия для детей с ОВЗ: одного или нескольких дошколят с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата или слуха.

Протяженность типовых домов влияет на возможности размещения встроенных ДОУ. Поэтому на конкурсное задание было вынесено требование, согласно которому проектировщик в процессе разработки проекта определяет типы и количеством блок-секций.

Победитель конкурса предложил проектные решения, которые доказали возможность размещения в 5-6 блок-секциях детских садов вместительностью 35 мест, включая один угловой и пять рядовых блок-секций, а также ДОУ вместительностью до 79 человек в 7 блок-секциях, включая одну угловую и шесть рядовых.

Победитель конкурса разработал архитектурно-техническое решение, которое сделало возможным встроить ДОУ на первых этажах жилых домов серий П44Т и П46М на 35, 39, 55 и 79 мест.

Варианты размещения детских садов различной наполняемости, встроенных в жилые дома:

1. Детские сады, встроенные в блок-секции серии П-46М:

  • на 35 мест (3 группы – 1 младшая на 11 чел.; 2 старших по 12 чел. каждая);
  • на 55 мест (4 группы – 1 младшая на 11 чел.; 1 старшая на 20 чел.; 2 старших по 12 чел. каждая);
  • на 79 мест (6 групп – 1 младшая на 20 чел.; 5 старших по 12 чел.)

2. Детские сады, встроенные в блок-секции серии П-44Т:

  • на 35 мест (4 группы – 1 младшая на 11 чел.; 3 старших по 8 чел. каждая);
  • на 39 мест (3 старшие группы по 13 чел.);
  • на 55 мест (4 группы – 1 младшая на 16 чел.; 3 старших по 13 чел. каждая);
  • на 79 мест (6 групп – 1 младшая на 14 чел.; 5 старших по 13 чел. каждая).

Проектировщик, заручившись поддержкой департамента образования г. Москвы, тщательно продумал аспект технологического состава помещений для ДОУ. Было решено, если в процессе проектирования предусматриваются спортивный и музыкальный залы, тогда их следует делать пристроенными. Согласно этому решению, в одном из предложенных проектов был предусмотрен блок для музыкальных и спортивных занятий площадью 121,6 Ч 22,6 м и высотой 3,3 м.

Если дошкольные группы, которые входят в состав детского сада, стоящего в отдельном здании, размещаются во встроенном помещении, спортивном-музыкальный зал не предусматривается, поскольку занятия будут проходить в центральном здании.

Выполнение нормативных требований при открытии встроенных детских садов

Разрабатывая проекты ДОУ, встроенных в типовые жилые здания, принимался во внимание каждый нормативный аспект, включая санитарно-эпидемиологическую и пожарную безопасности, доступность объектов для маломобильных групп населения, строительные нормы.

Требования пожарной безопасности при проектировании детских садов регламентируются рядом документов, в том числе:

  • Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утв. приказом МЧС России от 21.11.2012 № 693;
  • СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Согласно требованиям указанных документов в проектах детских садов на 35, 39, 55 и 79 мест предусмотрены:
  • доступ пожарной техники к жилому дому со встроенным ДОУ;
  • на участке дошкольного образовательного учреждения хозяйственная и игровая зоны должны быть разграничены;
  • вход в дошкольную организацию не должен являться входом в жилой дом;
  • должны быть организованы рассредоточенные эвакуационные выходы из помещений ДОУ и аналогичные из спален групповых ячеек на улицу.

С целью выполнения требований СанПиН 2.4.1.3049-13:

  • высота групповых помещений в разных проектах составляет 2,8 м или 3,3 м;
  • чтобы обеспечить дополнительное пространство для игр, в спальнях могут быть использованы выкатные или кровати-трансформеры, что является часть концепции детского сада-трансформера;
  • для обустройства встроенного детского сада на три группы минимально необходимо 0,15 га земельного участка с учетом городской застройки и проектирования игровых и прогулочных площадок, хозяйственной зоны, ДОУ на 6 групп может разместиться на площади 0,36 га.

Существует свод правил, которые регулируют в процессе проектирования и возведения доступность ДОУ для инвалидов и прочих маломобильных групп населения:

  • СП 59.13300.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605;
  • СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», утв. приказом директора ГУП «Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (Институт общественных зданий) от 20.06.2001 № 5а;

Существует ряд мер, которые способствуют выполнению нормативных требований:

  • пандусы должны быть перед входом в групповые ячейки и главный вход;
  • водооотводы, навесы, система подогрева для профилактики скольжения должны составлять часть входных площадок;
  • универсальный санузел и гардероб следует разместить в вестибюльно-входной зоне;
  • групповые ячейки должны быть разработаны таким образом, чтобы в них с комфортом пребывал дети с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно своду правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» (актуализированная редакция СНиП 31-06-2009), утв. приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, инженерные системы ДОУ должны проектироваться автономно по отношению к инженерным коммуникациям жилого дома.

Если имеется отдельный вход для детей на огороженной территории, а также въезд/выезд для автотранспорта, ДОУ может размещаться во встроенных или встроенно-пристроенных помещениях.

СанПиН 2.4.1.3049-13. П. 4.1. Абз. 2

Планировочные решения встроенных детских садов

При планировке ДОУ, которые встроены в типовые жилые дома, следует учесть несколько важных аспектов:

  • в зданиях имеются несущие стены и проемы в них;
  • необходимо корректно расположить лестнично-лифтовый блок и вестибюльно-входную группу, технические помещения жилой и нежилой части дома;
  • стояки канализации, вентиляции и водоснабжения расположены вертикально.

Технические и планировочные варианты встроенных детских садов на 35, 39, 55 и 79 мест учитывают эти особенности.

Разрабатывая план встроенной дошкольной группы, общая конструктивная схема первого этажа жилых зданий серий П44Т и П46М остаются неизменными, но проемы в несущих панелях и их местоположения были изменены без потери устойчивости и с учетом технологических требований.

В планировочном решении встроенного детского сада должны быть такие блоки:

  • вестибюль-холл, колясочная, комната охраны, гардероб и универсальный санузел для посетителей;
  • групповые ячейки (рядовые, встроенные в угловые секции);
  • пищеблок, размещенный в изолированном отсеке, связанный через раздаточную с коридором и с загрузочной из хозяйственной зоны участка;
  • электрощитовая с входом с улицы;
  • административный блок;
  • медицинский блок;
  • санузлы для персонала, комната уборочного инвентаря;
  • специализированные помещения (зал для физкультурных и музыкальных занятий с раздевальными и снарядной);
  • хозяйственно-бытовой блок (с помещением гладильной, санузлом с душем для персонала, кладовой для мягкого инвентаря, хозяйственного инвентаря, моющих средств и др.).