Государственные сберегательные облигации валюта займа. Государственный сберегательный заем российской федерации. Фундаментальные свойства облигаций




Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

Облигации государственного сберегательного займа являются процентными среднесрочными рыночными ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в документарной форме. Номинальная стоимость одной облигации составляет 500 руб.

Владельцами облигаций могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Процентный доход по облигациям является переменным, его величина определяется на основе доходности по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.

Размещение ОГСЗ осуществляется по ценам, которые предложены в поданных заявках. Первыми удовлетворяются заявки с самыми высокими ценами. Если общий объем заявок больше общей номинальной стоимости выпуска, то первыми удовлетворяются заявки по самым высоким ценам, а заявки с наиболее низкими ценами остаются неудовлетворенными.

Особенностью размещения этого вида облигаций является то, что их размещение производится только среди уполномоченных организаций, которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым Минфином России. После приобретения облигаций на аукционе такие организации в течение 60 дней с календарного дня, следующего за датой окончания периода размещения облигаций, обязаны продать не менее 70% объема облигаций, приобретенных на аукционе, в том числе не менее 50% – за наличный расчет. При этом продажа облигаций осуществляется по рыночным ценам.

Первое размещение этих облигаций было осуществлено в 1996 г., последний выпуск был погашен в 2005 г.

Государственные сберегательные облигации (ГСО)

Государственные сберегательные облигации являются облигациями целевого размещения, так как их владельцами могут быть только следующие российские организации:

■ страховые организации;

■ негосударственные пенсионные фонды;

■ акционерные инвестиционные фонды;

■ ПФ РФ и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации в случае, если инвестирование средств фондов в государственные ценные бумаги РФ предусмотрено законодательством РФ;

■ государственные корпорации в случае, если размещение (инвестирование) временно свободных средств государственной корпорации в государственные ценные бумаги РФ предусмотрено законодательством РФ.

Кроме указанных организаций, приобретать ГСО могут управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных накоплений, если такое право им предоставлено договорами с ПФ РФ, а также управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами акционерных инвестиционных фондов.

Размещенные облигации на вторичном рынке не обращаются, также не допускается их залог. Облигации являются именными ценными бумагами, выпускаемыми в документарной форме. Номинальная стоимость одной облигации составляет 1 тыс. руб.

Размещение облигаций осуществляется в форме аукциона либо по закрытой подписке. Аукцион проводится с размещением либо по различным ценам, либо по единой цене.

При выпуске данных облигаций эмитент вправе определить даты, когда владельцы облигаций вправе предъявить их эмитенту к выкупу до наступления даты погашения облигаций выпуска. В этом случае выкуп облигаций осуществляется один раз в месяц по их номинальной стоимости.

Кроме досрочного предъявления облигаций к выкупу, владелец вправе их обменять на ГСО других выпусков и облигации федеральных займов.

Государственные сберегательные облигации являются процентными. Продолжительность процентного периода определяется эмитентом и устанавливается в решении о выпуске облигаций.

Процентные ставки могут устанавливаться постоянными (для всех купонных периодов процентная ставка совпадает) или фиксированными (для всех купонных периодов процентная ставка определена, но не совпадает).

Эти облигации самые молодые среди государственных облигаций. Первые их выпуски состоялись в 2006 г. По состоянию на 1 ноября 2013 г. в обращении находится облигаций на сумму 607,55 млрд руб., из которых ГСО с фиксированным купонным доходом – 132 млрд руб.

В сентябре 1995 г. на рынке государственного долга появились облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Их выпуск состоялся в соответствии с Указом Президента РФ от 9 августа 1995 г. № 836 «О государственном сберегательном займе Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. № 812 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации».

Срок обращения 1–2 года.

Номинал 100–500 рублей.

Форма существования документарная.

Эмитент – Минфин.

Форма владения – предъявительская.

Форма выплаты дохода – купонная. Процентный доход по каждому купонов облигаций определяется Минфином РФ и равняется официально объявленному Госкомстатом России уровню инфляции за последние шесть месяцев, предшествовавших дате объявления купонного дохода, увеличенному на 0,2 пункта. Это означает, что заем обеспечивает не только получение минимального дохода, но и защищает вложенные средства от обесценения.

Владельцы ОГСЗ, которыми могут быть юридические и физические лица, в том числе нерезиденты, имеют право на получение купонного дохода раз в квартал или в полугодие, в зависимости от выпуска, и при погашении облигаций – суммы основного долга в размере номинальной стоимости облигаций, которая обычно равна 500 рублям.

Ставка купонного дохода по ОГСЗ действительна только на один купонный период, продолжительность которого по ОГСЗ составляет три месяца или полгода. Первый купонный период начинается с даты выпуска займа и продолжается до даты выплаты купонного дохода по первому купону. Последующие купонные периоды, соответственно, – с даты выплаты купонного дохода по погашаемому купону до даты выплаты купонного дохода по следующему купону. Ставка купонного дохода объявляется эмитентом за неделю до начала следующего купонного периода

Сбербанк является банком, уполномоченным производить расчеты по ОГСЗ. Первое размещение происходит на закрытом рынке. Свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Предъявительская и бумажная форма выпуска облигаций при достаточно высокой доходности породили трехуровневое обращение ОГСЗ: биржевое, внебиржевое и «уличное». Многие банки и финансовые компании проводят операции не только по продаже, и покупке ОГСЗ, но и кредитуют клиентов под залог облигаций, то есть проводят сделки RЕРО.

Появление и развертывание государственного сберегательного займа породил некоторые проблемы. Главной из них является то, что заем не дошел в предполагавшихся масштабах до массового инвестора – физических лиц. Процедура выпуска и обращения ОГСЗ оказалась благотворной для оседания основной массы облигаций в инвестиционных портфелях оптового покупателя. Поэтому заем не выполнял своего назначения: привлечь средства населения к решению финансовых проблем страны и обеспечить надежной защитой сбережения физических лиц.

ОГСЗ не были заморожены в августе 1998 г., государство исправно выполняло и выполняет свои обязательства по этим облигациям.

Таблица 6.7

№ сер.

Объявленный купон. доход

Дата выпуска

Дата выплаты пред. купона

Дата выплаты очер. купона

Дата погаш. ОГСЗ

Число дней до выпл

Число дней до погаш.

11.20

20.07.00

20.01.01

20.07.01

20.07.01

12.40

28.09.00

28.03.01

28.09.01

28.09.01

12.90

20.12.00

20.06.01

20.12.01

20.12.01

11.08.2004 Министерство финансов РФ списало с государственного внутреннего долга России задолженность по облигациям государственных сберегательных займов Российской Федерации (ОГСЗ) с первой по двадцать девятую серию включительно, срок исковой давности по которым истек. Общая сумма списанной задолженности составляет 99 млн 741 тыс. 800 руб. Таким образом, операции по выплате купонного дохода и погашению указанных серий ОГСЗ не производятся, отметили в Минфине РФ. ОГСЗ с первой по двадцать девятую серию (сроки обращения – один и два года) выпускались в период с 27 сентября 1995г. по 15 июля 1998г. Дата окончания погашения последнего из этих выпусков – 15 января 2001г., дата окончания срока исковой давности по нему – 15 января 2004 года.

В 2000 г. возобновился выпуск ОГСЗ. Объем последней эмиссии (32 серия) составляет 1 млрд рублей, доходность была довольно высока и колебалась на уровне 15 – 17% годовых (табл. 6.7).

ОГСЗ последних выпусков оказалась, по словам заместителяминистра финансов того времени Беллы Златкис, «на редкость плохо предсказуемой и затратной» облигацией. В связи с этим с 2002 года Минфин больше не выпускает так и не доходившие до населения облигации ОГСЗ.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

На быстро развивающемся рынке ценных бумаг России появился новый вид долгового обязательства -- облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), призванные стать дополнительным средством для покрытия растущего дефицита федерального бюджета. Введение «валютного коридора» и стабилизация курса рубля привели к тому, что в условиях роста потребительских цен интерес населения к вложениям в твердую валюту заметно снизился.

Эмитентом облигаций государственного сберегательного займа выступает Министерство финансов РФ. Облигации выпускаются сроком на один год с 27 сентября 1995 года (первая серия ОГСЗ) по 26 сентября 1996 года с номинальной стоимостью 100 и 500 тыс. рублей. Они являются государственными ценными бумагами на предъявителя. Объем выпуска составляет 1 трлн. руб. Каждая облигация имеет четыре купона, купонный период составляет четыре календарных месяца и определяется с даты начала выпуска. ОГСЗ дает их владельцам право на получение процентного дохода, который превышает уровень доходности по другим государственным ценным бумагам. Доходы по купонам выплачиваются ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости. Первая серия ОГСЗ обеспечивала доход в размере 102,72% годовых.

Бумажная форма облигаций и их предъявительский характер обусловливают простоту обращения. При этом отсутствует необходимость регистрировать акт купли-продажи или передачи ценной бумаги. Эти условия являются более привлекательными для физических лиц, которые доверяют осязаемой бумажной форме облигации, а не ее компьютерному аналогу.

Срок размещения ОГСЗ среди юридических и физических лиц определен в 90 дней с даты приобретения облигаций у эмитента. При этом дилер в течение 60 дней с даты приобретения должен разместить не менее 90% купленных у эмитента ценных бумаг, из них не менее 50% должно быть реализовано за наличный расчет.

Условия выпуска предусматривают возможность размещения ОГСЗ коммерческими банками и финансовыми организациями, имеющими лицензию на право осуществления операций со средствами населения. При этом Министерству финансов должно быть уплачено не менее 10 млрд. руб. по номинальной стоимости облигаций с минимальной ценой покупки 98% этой стоимости. На практике при покупке ОГСЗ преимущество получили те банки и компании, которые могли предложить более высокую цену. Предвидя это, Министерство финансов ввело максимальный объем покупки облигаций в размере 200 млрд. руб. по номинальной стоимости.

Первая серия ОГСЗ была размещена успешно, почти весь объем в 1 трлн. рублей был выкуплен банками-дилерами по средневзвешенной цене, составившей 98,6% номинала. Первые торги по облигациям на биржах показали устойчивый рост спроса на эти ценные бумаги. Вместе с тем, несмотря на введенные ограничения с целью не допустить сосредоточения облигаций сберегательного займа в финансовых компаниях, ОГСЗ стали одним из инструментов, используемых профессионалами финансового рынка.

В начале ноября 1995 года выпущена в обращение вторая серия облигационного займа, для повышения привлекательности которой Министерство финансов установило премию к первоначальной доходности. В результате суммарная доходность первого купона составила 97,12% годовых. Такое решение эмитента можно объяснить двумя причинами. Во-первых, по условиям рынка ценных бумаг России ОГСЗ являются долгосрочными (срок обращения один год), поэтому требуются стимулы для повышения их привлекательности. Во-вторых, премиальная надбавка свидетельствует о том, что интерес к ОГСЗ не соответствует ожиданиям эмитента.

Из 52 заявок, поданных на распространение облигаций второго транша, была отклонена лишь одна. Облигации по номинальной стоимости распространены на сумму 768,7 млрд. рублей.

К началу января 1997 года Министерством финансов эмитировано 10 выпусков облигаций на общую сумму 11 трлн. рублей по номиналу. В результате реализации ОГСЗ сумма средств, поступивших на счета федерального бюджета, превысила 11,3 трлн. рублей. Были погашены три выпуска. Платежи по купонному доходу, в том числе плата за обслуживание (2,4%), составили около 5 трлн. рублей.

Структура заключаемых сделок свидетельствовала о том, что они носили краткосрочный спекулятивный характер, так как в 1996 году торговали в основном ближайшими к купонному погашению выпусками.

Спецификация и основные характеристики ОГСЗ представлены в табл.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) - ценные бумаги, покупателями которых могут выступать физические и юридические лица.

Они дают владельцу возможность получать доход двух видов: в форме процентов, начисляемых на их номинальную стоимость, и разницы между ценой продажи и изначального приобретения.

История появления и особенности ОГСЗ

В сентябре 1995 года был принят указ Президента РФ № 836, положивший начало развитию нового финансового инструмента на российском рынке — ОГСЗ. Эти долговые ценные бумаги были выпущены с целью получения денег в долг от населения и бизнеса для покрытия дефицита государственного бюджета.

ОГСЗ получили популярность благодаря тому, что были выпущены в документарной форме: это вызывало доверие. Бумаги были предъявительскими, т.е. процентный доход выплачивался любому гражданину, который предъявлял облигацию банку или иному платежному агенту. Сделки купли-продажи не требовали регистрации.

Сегодня обращение ОГСЗ регулируется постановлением Кабмина № 379 и приказом Министерства финансов № 45н. Оба нормативных документа действуют с 2001 года. Согласно их положениям, выпуск ценных бумаг — сфера ведения Минфина. Период обращения облигаций — от трех до пяти лет.

Размещение ОГСЗ проходит в два этапа:

  • проведение аукциона, в ходе которого выбираются посредники для реализации ценных бумаг;
  • заключение договоров купли-продажи с выбранными организациями.
ОГСЗ вправе приобретать российские и иностранные граждане и компании. Для совершения сделки они обращаются к платежным агентам, в роли которых часто выступают банки, например, Сбербанк.

Преимущества и недостатки ОГСЗ

Важная особенность ОГСЗ заключается в том, что эти ценные бумаги изначально предназначены для распространения среди населения. Их проще приобрести, чем обычные облигации. Для совершения сделки достаточно обратиться в отделение банка. Совершая покупку, гражданин или организация по сути дают деньги в долг государству, которое направляет их на решение актуальных экономических и социальных задач.

Выделяются следующие преимущества ОГСЗ перед другими видами ценных бумаг:

  • минимальные риски — гарантом возврата вложенных средств выступает государство;
  • высокая доходность, которая варьируется на уровне 6-8% годовых;
  • рост дохода по мере увеличения сроков владения ценной бумагой;
  • возможность досрочного возврата вложенных средств. Согласно действующим правилам, вкладчик может продать ОГСЗ после года владения без потери процентных выплат. Если он реализует ценную бумагу до истечения срока, проценты не будут выплачены;
  • небольшой порог входа. Для покупки ОГСЗ в Сбербанке требуется не менее 30 000 рублей, это доступно людям со средним уровнем дохода;
  • Возможность получения прибыли от разницы между стоимостью продажи и покупки: финансовые инструменты постоянно растут в цене;
  • возможность передать облигации по наследству.
Среди недостатков ОГСЗ выделяют невозможность свободного обращения облигаций, так как по законодательству сделки с ценными бумагами осуществляются при посредничестве платежных агентов. С 1998 года начался «кризис доверия» к ОГСЗ, интерес населения к этому финансовому инструменту значительно упал после дефолта. Считается, что низкая популярность облигаций связана с невысокой рентабельностью.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) были выпущены во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 09.08.95 г. № 836 «О государственном сберегательном займе Российской Федерации» согласно генеральным условиям выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1995 г. №812. В отличие от ГКО и ОФЗ ОГСЗ не были заморожены 17 августа 1998 г:, однако возникший вследствие отказа государства платить по прочим своим внутренним обязательством кризис доверия привел к тому, что рынок ОГСЗ был, по сути, уничтожен.

ОГСЗ начали размещаться 27 сентября 1995 г. на основании условий выпуска облигаций государственного сберегательного займа Российской Федераций первой серии, утвержденных приказом Минфина России от 05.09.1995 г. № 99. Срок обращения ОГСЗ составлял один год, номинал - 100 000 руб. и 500 000 руб.

Целью эмиссии ОГСЗ явилось стремление привлечь к финансированию бюджетного дефицита свободные средства населения. В частности, владельцам облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. предоставлено право добровольно обменивать их на ОГСЗ. То, что к моменту выпуска ОГСЗ удалось добиться стабилизации курса доллара, делало эту задачу практически полнимой.

В качестве эмитента ОГСЗ выступил Минфин России. Общий объем эмиссии ОГСЗ так же, как и ОФЗ, определяется в пределах лимит, а государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Таким образом, следует отметить стремление экономического руководства страны упорядочить процесс финансирования бюджетного дефицита и ввести его в определеннее рамки. Объем эмиссии в 1995-1998 гг. должен был составить 10 трлн руб., десятью сериями по 1 трлн руб. каждая.

Круг владельцев ОГСЗ, несмотря на их ориентацию на средства населения, определен такой же, как и для ОФЗ, т.е. фактически не ограничен.

Однако в отличие от ОФЗ и ГКО ОГСЗ являются документарными и предъявительскими ценными бумагами. Доход по ОГСЗ начисляется ежеквартально, и согласно генеральным условиям выпуска должен был превышать уровень доходности прочих государственных ценных бумаг. На практике этот доход был приравнен к доходности по ГКО.

Естественно, такая доходность должна была бы приводить к стремлений вложить средства в ОГСЗ в первую очередь со стороны финансовых структур. Поэтому уполномоченные организации обязаны согласно условиям проведения подписки на ОГСЗ продать в течение 60 дней с момента начала выпуска не менее 90% облигаций, приобретённых по подписку Минфина России. Вероятно, эта мера была сочтена недостаточной, и в условиях выпуска ОГСЗ первой серии доход по купону уравнен с последнее официально объявленной купонной ставкой по ОФЗ.

Среди других условий подписки - наличие лицензии на право работы со средствами населения; установление Минфина России минимальной цены приобретаемых у него по подписке ОГСЗ на уровне 98% номинальной стоимости установление минимального объема покупки - 10 млрд руб. по номинальной стоимости и максимального объема - 200.млрд руб. Естественно, в первую очередь удовлетворяются заявки) поданные по более высокой цене.

Хотя Минфин России и был заинтересован в развитии рынка ОГСЗ (единственного на тот момент привлекательного для мелкого инвестора), к факторам, сдерживающим его расширение, можно отнести частые выпеки ОГСЗ и отсутствие широкой рекламной кампании.

На этом рынке коммерческие банки выступили в первую очередь в качестве агентов мелких инвесторов. Отсутствие организованного рынка ОГСЗ привело к низшей по уравнению с ГКО и ОФЗ ликвидностью данной бумаги. Недоверие к государству привело к тому, что население не стремилось вкладывать средства в государственные бумаги, а краткосрочные операции с ОГСЗ малорентабельны для мелких инвесторов из-за высокого уровня банковской маржи.

Рынок ОГСЗ носит черты банковского еще в большей степени, чем рынок ОФЗ. В предложении о подписке на ОГСЗ банки даже выделены в специальную группу. Коммерческие банки вплоть до самого краха рынка государственных ценных бумаг в августе 1998 г. активно внедряли свои схемы работы с ОГСЗ.

После августа 1998 г. монетарные власти в значительной степени утратили интерес к ОГСЗ. Такое отношение к ОГСЗ отчасти было связано и с тем, что рынок этих предъявительских бумаг в значительно меньшей степени поддается контролю и директивному регулированию.