Об актуализации учетных сведений объектов нвос. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих нвос: пора паниковать? Учет в росприроднадзоре




1. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

2. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

3. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

4. Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя:

наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах;

сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях;

сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления;

сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;

сведения о программе производственного экологического контроля и результатах ее осуществления;

(см. текст в предыдущей редакции)

сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;

информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;

сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;

информацию о консервации, ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

5. Сбор, хранение, обработка, предоставление и распространение информации, характеризующей объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

6. Сопоставимость сведений, содержащихся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их автоматизированная обработка обеспечиваются за счет использования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, идентификационных номеров налогоплательщиков, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Кодом объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, является уникальный номер, не повторяющийся во времени, присвоенный объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, при осуществлении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и подлежащий сохранению до ликвидации данного объекта.

7. Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

8. Ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 настоящего Федерального закона федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Доступ должностных лиц уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к внесению сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

9. Информация об уровнях и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления, содержащаяся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является открытой для ознакомления, за исключением информации, отнесенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну.

10. Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации.

11. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В этом материале мы попытались собрать все последние данные, которые известны относительно всё еще важной и актуальной, но несколько подзабытой теме – внесении информации об объектах НВОС в государственный реестр.

Напомним, что речь идет о законодательно оформленной необходимости для всех предприятий в России, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подать заявку на постановку на учет в государственный реестр данных объектов. Это обязательство впервые было обозначено в документе от 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (№ 219-ФЗ) . Кроме этого, в законе был четко обозначен двухлетний срок, в течение которого руководители и экологи организаций должны были подать заявку – и завершился он 01.01.2017 года.

За время действия официального периода постановки на учет выявилось значительное количество сложностей как с процессом подачи заявки, так и с простым пониманием того, нужно ли это вообще делать. Для того, чтобы помочь природопользователям разобраться со всеми тонкостями исполнения данного федерального закона, Росприроднадзор регулярно (а особенно часто - в самом конце 2016 года) начал выпускать различные разъяснительные документы – письма и уведомления.

И, хотя они и отвечали на самые популярные запросы относительно внесения в реестр, но вместе с тем порождали всё новые и новые вопросы, с которыми сталкивались природопользователи при попытке подать заявку самостоятельно.

В связи с этим, попробуем дать разъяснения по наиболее актуальным вопросам. Конечно, официально отведенный срок на постановку объекта уже завершился почти полгода назад и Росприроднадзор уже как полгода может штрафовать предприятия за неисполнение положений ФЗ № 219. Однако, пока никто не запрещает встать на государственный учет сейчас и тем самым опередить выписанный штраф.

Начнем с письма № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» .

В письме обозначены объекты, которые не подлежат постановке на учет . Объект не осуществляет негативное воздействие, если он:

  • не имеет стационарных источников выбросов;
  • не осуществляет «не бытовые» сбросы;
  • единственным воздействием на окружающую среду является образование, накопление и даже транспортирование отходов
  • не содержит признаков, указанных в пунктах 1-3, 7, 8 критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (с данным постановлением правительства РФ можно ознакомиться ).

Как ставить на учет объекты, расположенные на территории нескольких субъектов РФ . Ответ однозначен: объект ставится на учет по месту нахождения и, соответственно, заявка должна подаваться в местный территориальный орган.

Необходимо ли вносить в реестр строящиеся объекты . Согласно законодательству, ставить на учет необходимо только объекты, уже введенные в эксплуатацию (и делать это необходимо в течение полугода с момента начала процесса эксплуатации).

Подача недостоверных данных ми возможность внесения корректировок . В письме № АС-09-00-36/22354 указано, что если об объекте поданы недостоверные данные, то это влечет за собой штраф в отношении организации согласно ст. 8.5. «Сокрытие или искажение экологической информации» КоАП РФ . Если же имели место быть непреднамеренные мелкие ошибки при заполнении заявки, то их возможно исправить.

Как определяется категория предприятия по степени воздействия на окружающую среду . Категория присваивается в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих НВОС. Особо отмечается, что в случае соответствия объекта критериям из нескольких категорий, он должен быть отнесен к более высокой категории.

Перейдем к положениям уведомления Росприроднадзора «О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет» , которое увидело свет 25.11.2016 года. В уведомлении также содержались несколько важных комментариев.

Куда подавать заявку организациям федеральном и регионального надзора. Объектам НВОС, подлежащим федеральному надзору, положено подавать запрос в территориальный орган Росприроднадзора; регионалам - в орган исполнительной власти по месту нахождения объекта. Отмечается, что в случае отправки запроса не по адресу, его должны переправить в нужную инстанцию в течение 5 дней.

Определение координатов объекта НВОС . Для этого рекомендуется использовать либо имеющейся на предприятии документацией на объект, либо, в случае ее отсутствия или разнице в системе координат, - публичной кадастровой картой. В том случае, если данной информации в организации нет, то некоторые отделения Росприроднадзора допускают использование информации со спутниковых карт.

Где получать актуальные сведения об объемах выбросов, отходов и сбросов. Рекомендуется использовать данные из предоставленных отчетов за 2016 год (по форме 2-ТП и отчетностью по плате за НВОС ).

Наконец, 06.12.2016 г. появилась информация от Росприроднадзора по долгожданной теме: каким объектам не нужно вставать на государственный учет. В уведомлении перечисляется ряд условий, при которых у организации не определяется объект негативного воздействия:

  • согласно критериям отнесения объектов НВОС, объект не может быть определен к какой-либо категории;
  • предприятие образует и накапливает отходы, но не осуществляет деятельность по размещению отходов самостоятельно;
  • предприятие не оказывает иных видов негативного воздействия, обозначенных в критериях отнесения объектов НВОС.

Отметим, что при этом порядок внесения экологической отчетности (к примеру, платы за НВОС ) не зависит от категории предприятия, присвоенной ему после внесения в реестр.

Как видим, Росприроднадзором было внесено множество пояснений в запутанную и не до конца доработанную процедуру постановки на учет объектов НВОС.

Если предоставленных выше пояснений недостаточно, то дополнить их могут специалисты ЭкоВиллеТрейд . Также мы всегда поможем Вашему предприятию с внесением в государственный реестр объектов НВОС – подробности .

Сейчас мы вступили в самую горячую пору для экологов — на носу отчетная кампания. И именно сейчас, когда экологи и так по горло в делах, выясняется, что есть еще одно дело, самой высокой важности, которое мы надеялись отсрочить, но надежды не оправдались, — постановка объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), на государственный учет.

Все мы ждали и надеялись, что сроки постановки на учет перенесут, т.к. согласно требованиям законодательства постановка может быть осуществлена только с использованием государственной информационной системы (далее — ГИС), а этой самой системы до конца ноября не было. Готовились поправки к перенесению сроков постановки объектов, оказывающих НВОС, на учет в виде лаконичного проекта Федерального закона :

В части 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» […] слова «в течение двух лет» заменить словами «в течение трех лет».

Срок постановки подходил к концу, а проект закона так и «висел» на стадии «общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза». Единственным якорем, удерживающим предприятия от паники, было отсутствие ГИС как инструмента постановки на учет.

При этом движение по заполнению заявок и попытки постановки на учет предпринимались отдельными энтузиастами среди природопользователей уже с сентября. Однако территориальные органы Росприроднадзора и органы исполнительной власти во многих субъектах Российской Федерации отказывали в приеме заявок, присылаемых различными способами — в бумажном виде, через Модуль природопользователя и т.д.

При этом о начале работы ГИС мы узнали неделей ранее, когда вышел Приказ Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756 «Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572» (вместе с Методическими рекомендациями по заполнению формы заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, утвержденной приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554, с использованием программно-технического обеспечения учета данных объектов) (далее — Приказ № 756).

Итак, постановка на учет производится в следующем порядке:

1. Заявитель подает заявку на регистрацию объекта, оказывающего НВОС, с помощью Модуля природопользователя либо Личного кабинета природопользователя .

2. Если у заявителя есть электронная подпись (далее — ЭП), он выгружает заявку в формате XML, подписывает ее ЭП и отправляет через веб-портал приема отчетности в территориальный орган Росприроднадзора либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения объекта. Заявке присваивается уникальный номер и дата подачи (загрузки).

3. Если ЭП нет, заявка, заполненная в Модуле природопользователя, выгружается в формате XML и отправляется туда же. Заявитель распечатывает заявку с уникальным номером и отправляет ее с сопроводительным письмом в территориальный орган Росприроднадзора либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации почтой или лично . При этом дата приема заявки — дата ее представления в орган.

4. Сотрудник отделения Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации проверяет заявку и высылает заявителю свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего НВОС, в электронном виде через веб-портал приема отчетности либо Личный кабинет (или уведомление об отказе в постановке на учет).

На сайте Росприроднадзора появилась инструкция по постановке на учет, которая предусматривает подачу заявки через Модуль природопользователя с (без) ЭП у предприятия, через Личный кабинет природопользователя с ЭП (в этом случае необходимо зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации и подтвердить учетную запись несколькими способами, включая ЭП). Инструкция подробно рассказывает о регистрации на портале, заполнении и отправке заявки, получении результата.

Для сотрудников Росприроднадзора 25 ноября вышло письмо № 176-08-04-41/24183 «О вводе в эксплуатацию ГИС», где напоминалось, что учет ведется сотрудниками Росприроднадзора и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (федеральный и региональный экологический надзор). Для регионального надзора необходимо назначить ответственных сотрудников органов исполнительной власти, обеспечить им допуск в ГИС и провести их инструктаж по использованию ГИС. В письме отдельно подчеркивалось, что срок постановки объектов на учет — 31.12.2016.

На первый взгляд, все ясно. Устанавливаем Модуль природопользователя или регистрируемся в Личном кабинете, отправляем заявку и получаем свидетельство. Однако при заполнении заявки сразу возникали вопросы: нужно ли вносить в заявку данные о полигоне твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), на котором захораниваются по договору отходы предприятия? Как вносить данные об объектах, находящихся в разных субъектах Российской Федерации, но принадлежащих одному юридическому лицу?

В результате заваленный вопросами Росприроднадзор ожидаемо начал отвечать на них в любимом формате — разъяснительными письмами.

Росприроднадзор разъясняет

Наиболее информативное — письмо от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее — письмо № АС-09-00-36/22354).

Строящиеся объекты и необходимость постановки их на учет. Согласно письму № АС-09-00-36/22354 такой необходимости нет, т.к. по закону на учет ставятся только те объекты, что уже введены в эксплуатацию, причем их нужно поставить на учет не позднее чем в течение 6 месяцев после начала эксплуатации.

Постановка на учет объектов, расположенных на территории нескольких субъектов. Ответ на этот вопрос был дан еще в п. 19 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (далее — Правила ведения реестра). Объект ставится на учет по месту нахождения, и заявка подается в соответствующий территориальный орган.

Отнесение объекта к III или IV категории. Если согласно критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (далее — Критерии), отнесение к I или II категории проводится на основании сведений о сфере и объемах хозяйственной деятельности, осуществляемой на объекте, то для III и IV категорий критерии не так однозначны:

Извлечение
из Критериев

III. Критерии отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории

4. Эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий.
5. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе настоящего документа .

IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории

6. Наличие одновременно следующих критериев:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год , при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности , радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд , а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 6 настоящего документа.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

В письме № АС-09-00-36/22354 поясняется отнесение объектов к III категории, которые не соответствуют ни одному из условий пп. 1-3, 7 и 8 Критериев. К III категории относятся только те объекты, на которых превышены уровни воздействия, указанные в п. 6 Критериев, т.е. обязательно должны быть либо выбросы свыше 10 т/год, либо радиоактивные выбросы, либо сбросы не бытовых сточных вод в канализацию, а также любые сбросы не в канализацию. Все остальные объекты относятся к IV категории либо вообще не являются объектами, оказывающими НВОС.

«Неужели даже школы, офисы и детские сады будут иметь объекты, оказывающие НВОС?» — этот вопрос сразу пришел на ум, когда только появился законопроект о категоризации объектов, оказывающих НВОС.

В письме № АС-09-00-36/22354 напоминается, что для отнесения объекта к IV категории необходимо иметь стационарные источники выбросов, выбросы более 10 т/год либо выбросы радиоактивных веществ, сбросы сточных вод, образующихся при использовании воды не для бытовых нужд.

При этом подробно рассмотрено законодательство в области водоснабжения и водоотведения, на основе чего сделан следующий вывод. Если предприятие использует воду не для производственных процессов , указанных в приложении № 4 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 14.10.2015) , и не обязано иметь локальные очистные сооружения и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов»), то оно использует воду для бытовых нужд . Соответственно, такой объект относится к III категории при соблюдении прочих условий.

Объекты, которые не подлежат постановке на учет. Если на объекте нет «не бытовых» стоков, нет стационарных источников и нет признаков из пп. 1-3, 7 и 8 Критериев, то такой объект не осуществляет НВОС и не подлежит постановке на учет.

То же касается объектов, на которых единственным воздействием на окружающую среду является образование, накопление и даже транспортирование отходов, — такие объекты не относятся к объектам, оказывающим НВОС. Критерием отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам I и II категорий является деятельность по обезвреживанию или размещению (хранению и захоронению) отходов (подп. «п» п. 1, подп. «р» п. 2 Критериев).

Сбор, обработка и утилизация отходов сами по себе также не являются критериями отнесения к объектам, оказывающим НВОС. Следовательно, если предприятие, например, имеет только транспорт для перевозки отходов от места накопления к месту размещения (и не имеет больше никаких признаков отнесения к объектам, оказывающим НВОС), то такие «перевозчики» могут избежать постановки на учет.

Если у лица нет объектов, оказывающих НВОС, то оно может подать заявку о постановке на учет, но получит уведомление об отказе на основании отсутствия признаков отнесения объекта к объектам, оказывающим НВОС. Такое лицо не оказывает НВОС и в соответствии с законодательством освобождается от экологической отчетности и платы за НВОС, так же как и лица, эксплуатирующие объекты IV категории. Обратите внимание на это пояснение, т.к. впоследствии выйдет новое разъяснение, в котором позиция Минприроды России несколько изменится.

Ошибки и недостоверные сведения в заявке. Если вы предоставили недостоверные сведения , то, хотя проверка достоверности не предусмотрена Правилами ведения реестра, тем не менее при выявлении такого факта заявитель получает отказ в постановке на учет, а также привлекается к ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 05.12.2016; далее — КоАП РФ). Если же это мелкие ошибки (опечатки, технические неточности), то заявку можно доработать и подать вновь в рабочем порядке.

Присвоение категории объекту. Правила ведения реестра не указывают, как поступить, если объект не соответствует заявленной категории, но согласно письму № АС-09-00-36/22354 в данном случае Росприроднадзор присваивает объекту ту категорию, которая обусловлена Критериями. Кроме того, если объект соответствует критериям сразу нескольких категорий, ему присваивается наивысшая из возможных.

Аренда объектов, оказывающих НВОС. Согласно письму № АС-09-00-36/22354 заявку подает арендатор, т.е. тот, кто непосредственно эксплуатирует объект. Если договор аренды впоследствии расторгается, нужно не забыть подать заявку об актуализации сведений об объекте в установленном порядке, иначе грозит ответственность по ст. 8.46 КоАП РФ.

Росприроднадзор уведомляет

25 ноября вышло Уведомление Росприроднадзора «О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет» (далее — Уведомление).

Нормативные акты, регулирующие постановку на учет. В пункте 1 Уведомления приводится полный (и довольно обширный) список нормативных актов, регламентирующих постановку на учет объектов, оказывающих НВОС.

Также в Уведомлении вновь подчеркивается, что объекты, оказывающие НВОС, ставятся на учет по заявке, которую подают лица, непосредственно эксплуатирующие данный объект.

Федеральный и региональный надзор. Согласно критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903, объекты, оказывающие НВОС, подразделяются на объекты, подлежащие федеральному и региональному надзору. Объекты, подлежащие федеральному надзору, должны направлять заявки в территориальный орган Росприроднадзора, региональному — в местный орган исполнительной власти. Если заявка отправлена не туда, куда нужно, она переадресуется по подведомственности в течение 5 дней со дня регистрации, о чем заявитель будет уведомлен.

Определение границ объекта. Неоднократно звучал вопрос, как правильно идентифицировать объект, если он связан с другими объектами? Доходило до того, что каждый отдельный станок — это объект, оказывающий НВОС.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) объектом, оказывающим НВОС, является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Соответственно, речь не о станках и также не об отдельных земельных участках.

Фрагмент Уведомления

[…]
1.5. […]
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, может включать несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности . В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние и не связанных трубопроводами, железными дорогами или иначе (технически), необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объектов с соответствующим представлением заявки на каждый объект.
Согласно п. 19 Правил, в случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.
Вместе с тем, при постановке на учет линейных объектов НВОС Росприроднадзор рекомендует определять границы объекта НВОС в рамках муниципальных образований , а не субъектов Российской Федерации в целом.
[…]

Говоря про линейные объекты, Росприроднадзор, видимо, в первую очередь имеет в виду трубопроводы. Правда, не совсем ясно, каким образом определять границы в рамках муниципальных образований и, главное, зачем?

Например, газовый трубопровод проходит через всю область, по территории десятков муниципальных образований, значит, его необходимо разделить на десятки отрезков — объектов, оказывающих НВОС? А заявки по объектам так или иначе подавать в орган Росприроднадзора по субъекту, т.к. такой объект будет подлежать федеральному надзору? Вопрос остается открытым.

Сведения о выбросах, сбросах, об отходах. Для представления в заявке достоверных данных Росприроднадзор рекомендует пользоваться статистической отчетностью предприятия за 2016 г. (формы № 2-ТП (воздух), № 2-ТП (водхоз) и № 2-ТП (отходы)), а также данными производственного экологического контроля и отчетностью по плате за НВОС.

Размещение отходов предприятия. Данный вопрос уже освещался в письме № АС-09-00-36/22354. С введением в Модуле природопользователя постановки на учет вопрос возник вновь, т.к. в программе есть вкладка «Объект размещения отходов» и поначалу многие пытались заполнить именно ее, выбирая объектом тот полигон, куда они по договору передают свои отходы для захоронения.

Согласно Уведомлению этой вкладкой надо пользоваться только в том случае, если у предприятия есть собственный объект размещения отходов (внесенный в ГРОРО), т.е. если на балансе числится полигон отходов, шламохранилище и т.д. Если вы просто образуете и накапливаете отходы, как мы уже говорили ранее, не нужно указывать это в заявке. Если же у вас есть такой объект, то необходимо представить в заявке сведения о проведении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Мониторинг не проводится только в том случае, если объект: выведен из эксплуатации; расположен на территории, где размещение таких объектов запрещено; является спецобъектом для радиоактивных отходов; является скотомогильником; используется для размещения медицинских отходов.

Координаты местонахождения объекта. В соответствии с п. 2.6 Указаний координаты угловых точек объекта приводятся в формате десятичных градусов, в проекции WGS 84 , точность — 6 знаков после запятой. Рекомендуется для получения координат пользоваться либо имеющейся документацией на объект , либо, в случае ее отсутствия или использования в ней местной системы координат, — публичной кадастровой картой .

Для точечных объектов указывается одна точка; для площадных — не менее трех точек, при этом должны указываться поворотные точки в порядке их следования по периметру объекта; для линейных — не менее трех точек, при этом точки должны указываться в порядке их следования. Линейными объектами являются трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Имеющаяся документация на объект — это правоустанавливающая документация (свидетельство о праве собственности и пр.), кадастровая выписка или иная справка из Росреестра. Как правило, у крупных предприятий такие сведения есть в наличии, для небольших же предприятий, особенно у тех, кто арендует объекты, оказывающие НВОС, таких данных может не быть, в этом случае придется пользоваться публичной кадастровой картой. В некоторых регионах прямо советуют пользоваться картами Google, Яндекс и т.п.

Наилучшие доступные технологии. Разъяснения по этому вопросу актуальны для предприятий, у которых есть объекты I и II категорий.

СЛОВАРЬ

Наилучшая доступная технология (далее — НДТ) — это технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Сведения о НДТ нужно брать из специальных справочников, которые можно найти в свободном доступе на сайте Росстандарта. Если для вашей технологии справочник еще не разработан, сведения о НДТ в заявке не указываются.

Росприроднадзор информирует

В начале декабря появилась информация Росприроднадзора «Кто не должен подавать заявку о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия».

Помимо уже известной информации о земельных участках и отдельном оборудовании, которое не может быть признано отдельным объектом, оказывающим НВОС, в письме дается перечень условий, при которых у предприятия не определяется объект, оказывающий НВОС: предприятие образует и накапливает отходы, но не осуществляет деятельность по размещению отходов самостоятельно и не оказывает иных видов воздействий на окружающую среду, указанных в Критериях (наличие стационарных источников выбросов, выбросы свыше 10 т/год, выбросы радиоактивных веществ, не бытовые сбросы и все виды воздействия, указанные в пп. 1-3, 7 и 8 Критериев). Постановка объектов, не отнесенных Критериями к какой-либо категории, не предусмотрена.

Однако как быть предприятиям, у которых нет объектов, оказывающих НВОС? В письме Росприроднадзор уточняет, что вопросы исчисления и взимания платы за НВОС не связаны напрямую с определением объекта, оказывающего НВОС, поэтому подготовка соответствующих отчетов и внесение платы осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ и требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории .
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
[…]

Таким образом, от платы освобождены лишь те предприятия, у которых есть объекты IV категории. Однако получается, что предприятия, которые не оказывают НВОС, обязаны за него платить? А IV категория, воздействие от которой хоть и минимальное, но есть, ничего не будет платить и не будет составлять экологическую отчетность. Кстати, похоже, что отчетность на таких «безобъектных» предприятиях тоже остается. Однако, если все, за что предприятие может заплатить, — это размещение ТКО, то от этого платежа по закону предприятие тоже избавится: за ТКО теперь платит региональный оператор по обращению с ТКО. Это не касается других видов отходов, которые не относятся к ТКО, правда, на сегодняшний день четкого перечня, какие отходы относятся к ТКО, а какие — к промышленным, не существует.

СЛОВАРЬ

Твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В итоге мы имеем немного иную точку зрения. IV категория однозначно освобождается от платы за НВОС, а вот предприятия без определенных объектов, оказывающих НВОС, в случае, если у них будут образовываться и накапливаться отходы, не являющиеся ТКО, будет платить за НВОС и, скорее всего, представлять экологическую отчетность.

Мы рассмотрели последние новости, рекомендации и разъяснения в глобальной кампании постановки на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, которая, надеемся, исполнит свою функцию по упорядочиванию и структуризации данных о природопользователях.

Предпринимательские объекты при налаживании своего функционирования обязательно проходят различные типы регистрации, кроме основного – налогового. Это связано с тем, что предпринимательская деятельность касается не только наполнения государственного бюджета посредством налогов, но и еще и общего экономического значения, а также имеет связь с другими сферами государственной организации. Объекты, которые относятся к предпринимательским, проходят регистрацию в Росприроднадзоре.

Зачем необходима регистрация

Процесс регистрации всего предпринимательства является значимым в анализе и составлении общей экономической картины государства. Кроме статистических данных, регистрация помогает государственным контролирующим органам вести учет предпринимательских объектов, включая и такие, которые негативно влияют на экологическую картину.

Процесс регистрации сопровождается , оказывающим негативное воздействие,что обусловливает уровень выплачиваемых этими объектами компенсаций государству. Именно регистрация позволяет собрать все необходимые данные для ведения учета и контроля предпринимательства, а в случае с экологическими проблемами – выявлять их причину и возлагать на виновного ответственность.

Кроме того, процесс компенсирования убытка, нанесенного природе, сопровождается обязательной отчетностью и уплатой денежных сумм, для контроля которых, собственно, и необходимо ведение учета предпринимательских объектов.

Как проходит регистрация

Регистрация объектов негативного воздействия на окружающую среду сопровождается подачей от этого объекта заявки установленной формы. Она заполняется на основании компьютерного обеспечения, такого как модуль природопользователя, например. Содержит в себе полные сведения как по самому объекту, так и по выбросам, которые он осуществляет, описании природной сферы этих выбросов, а также отображает получение всех необходимых для действий предпринимательского объекта документальных разрешений.

Постановка на гос. учет объектов, оказывающих негативное воздействие, может сопровождаться внесением данных в федеральный и региональный реестр в зависимости от масштабов деятельности. Производится это в течение десяти дней после положительного решения о регистрации. В том случае, если заявка подана в объект региональной местной власти и принято решение перенаправить ее в федеральный реестр, предприниматель получит уведомление в письменной форме.

Постановка на государственный учет объектов негативного воздействия может и не состояться. Например, по причине не полностью отображенных в заявительных документах данных. Тогда предприниматель через пять дней после подачи заявки может получить уведомление об отказе с указанием причины.

Постановка объектов НВОС на государственный учет считается успешной, если через десять дней после подачи заявительных документов предприниматель получил свидетельство о постановке на учет.

Пример оформления регистрации смотрите в видео:

Суть категорий

В процессе подачи заявки о постановке на учет объектов НВОС в ней отображаются все необходимые сведения, которые нужны Росприроднадзору для осуществления категорирования предпринимательского объекта.

Этот процесс имеет своим результатом присвоение определенной категории опасности, которая будет влиять на размер материальных компенсаций, уплачиваемых предпринимательским объектом в счет государства. Всего существует четыре категории, подразделяющиеся в зависимости от того, насколько предпринимательская деятельность угрожает окружающей среде:

  • Первой категорией объединяются те предпринимательские объекты, которые наносят существенный вред окружающей природной среде, а значит, требуют применения в этой сфере наилучших доступных защитных технологий.
  • Вторая категория предназначена для предпринимательских объектов, негативное воздействие которых можно отнести к умеренным.
  • Третья категория объединяет те предпринимательства, негативное действие которых можно признать незначительным.
  • Четвертая категория применяется относительного того предпринимательства, которое в минимальной мере негативно воздействует на экологию.

Постановка на учет НВОС не просто сделает известной категорию, но и определит размер взносов, которые будут применяться для данного предпринимательского объекта, а оплачивать необходимо на регулярной основе авансовым методом.

Итак, постановка на учет объектов НВОС Росприроднадзором осуществляется на базе заявительных документов, которые содержат подробную информацию о предпринимательской деятельности, определяющую категорию, к которой контролирующие органы данную деятельность отнесут. Стоит отметить, что осуществление выплат может производиться не только на базе категории, но и на основании типа выбросов, которые производятся объектом.

В последнее время экологическое сообщество пытается (точнее, вынуждено) перейти на новую систему государственного контроля объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). Как это часто бывает в нашей стране, переход на новый режим ощутимо затянулся. Основная причина «затягивания» заключается в том, что государственные органы не торопятся с разработкой подзаконных нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НВОС: ЧТО, ГДЕ, КОГДА?

Напомним, что согласно пп. 1 и 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией на основании заявки.

Что представляет собой этот пресловутый государственный учет объектов, оказывающих НВОС, и для чего он вообще нужен?

Извлечение

1. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора .

2. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
[…]

В какой форме будет реализован государственный учет объектов, оказывающих НВОС?

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 69. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

[…]
3. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду , который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
[…]
7. Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду , и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду .
[…]

Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих НВОС и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, будет вести Росприроднадзор (п. 5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400; в ред. от 25.12.2015), а региональные государственные реестры объектов, оказывающих НВОС и подлежащих региональному государственному экологическому надзору , — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС, устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, за несколько дней до подписания номера в печать Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 были утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила ведения реестра).

Какова же процедура постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет? Ответ вы найдете на схеме.

Статьей 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ также предусмотрены процедуры актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС , и снятия с государственного учета объекта, оказывающего НВОС , с выдачей соответствующих свидетельств (в течение 10 рабочих дней со дня подачи документов). Кстати, формы заявки об актуализации учетных сведений об объекте и заявки о снятии объекта с государственного учета до сих пор не утверждены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Постановка объекта на государственный учет, актуализация учетных сведений об объекте и снятие объекта с государственного учета осуществляются без взимания платы .

На сегодняшний день утверждены следующие подзаконные нормативные правовые акты в области постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет:

  • Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;
  • Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;
  • Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 553 «Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам»;
  • Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»;
  • Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

Кроме того, недавно вышло письмо Росприроднадзора от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884 «О направлении разъяснений по вопросам учета объектов негативного воздействия на окружающую среду и подготовки к ведению федерального государственного реестра» (вместе с Разъяснениями по вопросам государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду) (далее — письмо № АС-03-04-36/7884), которое мы и рассмотрим далее.

РАЗЪЯСНЕНИЯ РОСПРИРОДНАДЗОРА

Письмо № АС-03-04-36/7884 было издано в связи с многочисленными (и вполне оправданными) обращениями в Росприроднадзор юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

В письме отмечается, что отдельные нюансы постановки на государственный учет объектов, оказывающих НВОС (например, постановка на учет объектов, которые используются одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, но находятся в разных субъектах Российской Федерации), будут разъяснены дополнительно после получения необходимой информации от Минприроды России.

Росприроднадзор напоминает о ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС, на федеральном и региональном уровнях в зависимости от уровня поднадзорности объектов. Кроме того, уточняется, что создание и введение в эксплуатацию государственного реестра объектов, оказывающих НВОС (в форме государственной информационной системы), а соответственно и постановка на учет объектов, оказывающих НВОС, на основании утвержденной формы заявки будут реализованы после утверждения Порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС.

К СВЕДЕНИЮ

Как мы отметили ранее, Правила ведения реестра уже утверждены и вступили в силу. В связи с этим должна была стартовать и постановка объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет.

Поскольку принятие необходимых подзаконных нормативных правовых актов растянулось во времени, срок постановки объектов на государственный учет до 31 декабря 2016 г., обозначенный ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ, на сегодняшний день является недостижимым. По факту постановка объектов на учет только началась (по крайней мере, должна была начаться). А уж о постановке на учет до конца текущего года всех объектов, оказывающих НВОС, и говорить не приходится! В кои-то веки адекватно оценивая ситуацию, Росприроднадзор направил в Минприроды России письмо с обоснованием продления срока постановки объектов на учет до 31 декабря 2017 г.

Полагаем, следствием упомянутого письма стало размещение Министерством 19 мая 2016 г. на федеральном портале проектов нормативных правовых актов довольно лаконичного проекта Федерального закона «О внесении изменения в часть 3 статьи 11 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"» , которым предусмотрено следующее: «В части 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 30, ст. 4220) слова "в течение двух лет" заменить словами "в течение трех лет"» . Таким образом, проект предусматривает перенос срока постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет с 31 декабря 2016 г. на 31 декабря 2017 г. включительно.

Также отметим, что в письме Росприроднадзор на всякий случай не преминул напомнить хозяйствующим субъектам об административной ответственности за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки о постановке объектов на государственный учет:

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

(в ред. от 02.06.2016)

Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.

Вторая часть рассматриваемого разъяснительного письма касается применения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам федерального государственного экологического надзора и объектам I, II, III и IV категорий.

Так, при определении уровня поднадзорности объектов, оказывающих НВОС, применяются критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.

Относительно категоризации объектов, оказывающих НВОС, в письме отмечается, что согласно п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет, причем категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте.

Напомним (хотя это должны знать уже все хозяйствующие субъекты), что в соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии) утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Как «обещал» нам п. 2 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ, при установлении критериев учитывались (по крайней мере, должны были учитываться) :

  • уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
  • уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
  • классификация промышленных объектов и производств;
  • особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Таким образом, в соответствии с Критериями наиболее крупные и опасные объекты будут отнесены к I категории, объекты с меньшей мощностью и менее опасные — ко II категории, объекты, не отнесенные к I, II и IV категориям, — к III категории.

КСТАТИ

Объекты, осуществляющие деятельность по производству молочной продукции, с проектной мощностью 200 т перерабатываемого молока в сутки и более в соответствии с Критериями относятся к I категории , а с проектной мощностью менее 200 т перерабатываемого молока в сутки — ко II категории . Данный факт вызвал волну возмущения у производителей молока.

Так, Национальный союз производителей молока требует снизить для молокозаводов категорию опасности до III или IV в связи с их (якобы) незначительным негативным влиянием на окружающую среду и высокой социальной значимостью.

По мнению Союза, уровень угрозы для окружающей среды от объектов молокоперерабатывающей отрасли несопоставим с уровнем опасности большинства других представленных в I категории объектов. Технологические процессы производства молока практически не предусматривают выбросов в атмосферный воздух особо токсичных и канцерогенных веществ . Кроме того, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в ред. от 25.04.2014) молочные производства отнесены к IV классу опасности (размер санитарно-защитной зоны — 100 м).

Однако Минприроды России считает вполне обоснованным отнесение молокоперерабатывающих предприятий к объектам I и II категорий опасности, поскольку сточные воды таких предприятий являются источником микробного загрязнения .

Наконец, основная масса объектов, оказывающих НВОС, попадет в IV категорию:

Извлечение
из Критериев

[…]
IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории

6. Наличие одновременно следующих критериев:

А) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год , при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

Б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.

8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

НА НИЗКОМ СТАРТЕ

Вот мы и завершили обзор нормативных правовых актов, на основе которых должна проводиться постановка объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет. Однако это всего лишь официальные документы, которые пока малоприменимы на практике и уже вызывают множество вопросов.

Экологические форумы буквально кипели и продолжают кипеть от попыток их участников предугадать развитие событий. Конечно, природопользователи хотят предпринять своевременные меры по постановке объектов на учет и успеть до конца установленного срока. Именно для таких активных природопользователей, отправивших свои заявки до вступления в силу Правил ведения реестра, и было издано рассмотренное нами письмо, согласно которому не нужно было предпринимать никаких конкретных действий до утверждения указанных Правил.

Итак, еще раз подчеркнем, что Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 были утверждены долгожданные Правила ведения реестра. Давайте выясним, что же нам приготовил законодатель.

Отметим, что часть положений Правил ведения реестра была скопирована из ст. 69 и 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ. Приведем положения, которых нет в указанном Федеральном законе и которые нас заинтересовали:

Извлечение
из Правил ведения реестра

[…]
18. В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более объектах , заявка о постановке объекта на учет направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в отношении каждого объекта отдельно .

19. В случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации , юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.
[…]
21. В случае если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установлено, что объект подлежит внесению в региональный реестр , заявка в электронном виде с использованием средств государственного реестра направляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации.

22. В случае если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации установлено, что объект подлежит внесению в федеральный реестр , заявка в электронном виде с использованием средств государственного реестра направляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации.
[…]
24. В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории , объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду .
[…]

Правила ведения реестра утверждены, а значит, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут вплотную заняться постановкой принадлежащих им объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет.

Экологи же пытаются разобраться в путанице уже выпущенных подзаконных нормативных правовых актов. При этом у них закономерно возникает множество вопросов.

Главный вопрос: что же является объектом, оказывающим НВОС? Сразу после выхода Федерального закона № 219-ФЗ все были уверены, что категория будет присваиваться индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу в целом, однако сейчас стало понятно, что это не так. Давайте разбираться.

Напомним, что согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ объект, оказывающий НВОС , — это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

За определением термина «объект капитального строительства» обратимся к градостроительному законодательству: объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в ред. от 30.12.2015).

Исходя из приведенных определений, объект, оказывающий НВОС, — это отдельное здание, строение, сооружение, которое будет эксплуатироваться и производить НВОС.

При этом непонятно, можно ли будет отнести комплекс зданий предприятия, находящихся на одном земельном участке, к одному объекту, оказывающему НВОС. Если нет, то на одном предприятии может оказаться несколько десятков различных объектов, каждому из которых будет присвоена своя категория в соответствии с Критериями.

И самое интересное: некоторые объекты будут подлежать федеральному государственному экологическому надзору (например, тот же молокоперерабатывающий комплекс), а другие — региональному (котельная с бытовым котлом для обогрева административного здания в этом комплексе с установленной электрической мощностью 220 МВт). Как в таком случае будет осуществляться контроль? Нужно ли будет получать на молокоперерабатывающий комплекс комплексное экологическое разрешение , а на котельную разрабатывать декларацию о воздействии на окружающую среду ? Автоматические средства контроля выбросов тоже будут выборочно ставиться в отдельных цехах ? Сплошные вопросы, а ответов — ноль.

Получается, что каждому отдельному зданию, если оно неразрывно не связано с другим (исходя из определения термина «объект, оказывающий НВОС»), будут присваиваться свой код и категория и выдаваться свидетельство о постановке на учет. При этом не ясно, каким образом нужно доказать «неразрывную связь» объектов между собой, чтобы ставить на учет хотя бы производственный комплекс или филиал, а не каждый амбар или станок.

Кроме того, возникают вопросы о постановке на учет арендованных объектов. Например, многие мелкие предприниматели не имеют собственных площадей и вынуждены их арендовать. Вероятно, именно арендодатель будет ставить принадлежащие ему объекты, оказывающие НВОС, на учет. Но эксплуатируют-то объекты именно арендаторы. Причем они могут разместить в этих объектах собственное оборудование, имеющее источники выделения. Кроме того, в процессе осуществления деятельности сотрудников арендатора непременно будут образовываться отходы.

А как быть с офисными предприятиями и маленькими магазинами, которые ничего не производят, кроме бытовых отходов? Дело в том, что они не удовлетворяют предусмотренным Критериями условиям отнесения объектов к IV категории (ведь у них отсутствуют выбросы и сбросы). Следовательно, им как объектам, которые не могут быть отнесены к I, II или IV категории, должна быть присвоена III категория. В итоге огромный пласт природопользователей не освобождается от разработки и представления экологической отчетности и внесения платы за НВОС. Согласитесь, отнюдь не на это рассчитывали хозяйствующие субъекты после выхода Федерального закона № 219-ФЗ. Возможно, перечисленные объекты вообще не относятся к объектам, оказывающим НВОС? Остается только гадать.

Кроме того, вызывает вопросы постановка на учет стройплощадок, которые действуют временно, но, как правило, более 6 месяцев. Напомним, что согласно п. 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, осуществляется на основании заявки, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. То есть стройплощадки нужно будет ставить на учет на период строительства, а потом снимать с учета, когда стройка завершена, или актуализировать учетные сведения об объекте при переводе объекта из строящегося в эксплуатируемый?

Еще одна предсказуемая проблема — постановка на учет объектов, принадлежащих одному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и расположенных в разных субъектах Российской Федерации. Получается, что нужно будет подавать заявки о постановке на учет в органы исполнительной власти каждого субъекта отдельно. Кстати, в утвержденной форме заявки отведено поле для указания кода ОКТМО, на основании которого, судя по всему, объекты и будут территориально распределяться по реестрам.

Раз уж мы упомянули заявку о постановке на учет, давайте остановимся на ней подробнее . Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что форма заявки очень громоздкая. В ней необходимо указать огромное количество сведений по всем аспектам деятельности объекта, оказывающего НВОС, причем сведения перечисляются в строчку (кто-нибудь задумывался о том, как можно перечислить, например, все загрязняющие вещества от всех источников выбросов подряд в строчку?). Как следствие, заявка о постановке на учет крупного производственного объекта превратится в талмуд.

Отметим, что у природопользователей есть возможность подать заявку через всем известный и набивший оскомину «Модуль природопользователя», однако реализация заявки в программе на данный момент оставляет желать лучшего: в ней имеется множество недоработок, самая главная из которых — форма заявки не совпадает с формой заявки, утвержденной Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.

Кстати, обратите внимание на формулировку п. 1 упомянутого Приказа (выделено автором): «1. Утвердить прилагаемую форму заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов , подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» . Как видим, здесь прямо не сказано, что заявку можно будет подавать в бумажном виде.

Однако в Правилах ведения реестра содержится следующее положение:

Извлечение
из Правил ведения реестра

[...]
35. Заявку о постановке объекта на учет, сведения и документы, представляемые для актуализации учетных сведений об объекте или снятия объекта с государственного учета, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или официального сайта Службы в сети «Интернет».
[...]

Как известно, форма заявки была согласована и утверждена, несмотря на публичные слушания, проведенные Минэкономразвития России, результатом которых стало отрицательное заключение на проект. Основное замечание к проекту состояло в том, что форма заявки полностью игнорирует принцип административной реформы — в ней запрашиваются сведения, которые и так должны быть в распоряжении Росприродназора и его территориальных органов в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов:

  • Приказ Минприроды России от 31.12.2010 № 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию» (в ред. от 18.07.2013);
  • Приказ Минприроды России от 26.10.2011 № 863 «Об утверждении порядка государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»;
  • Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Разработчики заявки, видимо, забыли, что все данные из согласуемых проектов нормативов предельно допустимых выбросов, проектов нормативов допустимых сбросов и проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заносятся во внутренние базы Росприроднадзора, а 5 лет назад подобные базы вел Ростехнадзор в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867 «О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

И напоследок еще один интересный факт, связанный с содержанием заявки о постановке объектов на учет:

Извлечение
из Правил ведения реестра

[…]
20. Основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки сведений, указанных в пункте 17 настоящих Правил. В указанном случае территориальный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю уведомление с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки.
[…]
38. Запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя при постановке объекта на государственный учет, при актуализации учетных сведений об объекте или снятии объекта с государственного учета:
[…]
б) представления сведений и документов, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
[…]

Вам не кажется, что здесь закралось противоречие? Нам да.

ВЫВОД

В целом сложившаяся на данный момент ситуация в области постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет вызывает у хозяйствующих субъектов множество вопросов, на которые, к сожалению, пока никто (под «никто» мы подразумеваем Минприроды России и Росприроднадзор) не торопится дать вразумительные ответы. Законодательство, регулирующее процедуру постановки объектов на учет, содержит ряд пробелов, которые могут быть использованы для искажения первоначальной цели рассмотренных в статье нововведений — упростить и модернизировать государственный экологический контроль, снизив нагрузку на малый и средний бизнес.

Нам ничего не остается, кроме как дожидаться выхода многочисленных разъяснительных писем Росприроднадзора, которые будут как всегда идти вразрез с федеральным законодательством. К сожалению, эта печально известная схема действует в нашей стране уже который год. Будем надеяться, что изначально положительная процедура реформирования системы экологического контроля в итоге не погрязнет в бюрократии и исполнительском произволе.

.