Правила осаго действующая. Что изменилось для автовладельца. Это создает преимущества для страхователей




https://www.сайт/2017-04-26/v_rossii_vvodyatsya_novye_pravila_osago_chto_nuzhno_znat

Прямое и натуральное

В России вводятся новые правила ОСАГО. Что нужно знать?

Sergey Kovalev/Russian Look

28 апреля в России начнут действовать новые правила возмещения убытков по полисам обязательного автострахования (ОСАГО). За 30 дней до этого соответствующий закон подписал и отправил на опубликование президент Владимир Путин. Закон устанавливает приоритет натурального возмещения по ОСАГО, и сайт подготовил ответы на основные вопросы, связанные с предстоящими изменениями.

Что означает приоритет натурального возмещения?

Означает, что в подавляющем большинстве случаев автовладельцам, попавшим в ДТП, теперь придется обращаться в страховые компании не за выплатой страховки, а за направлением на ремонт. Раньше у водителя, угодившего в аварию, был выбор — взять деньгами и самому решать вопросы восстановления своего железного коня или довериться одной из станций технического обслуживания (СТО) из списка компании-страховщика.

Nikolay Gyngazov/Russian Look

Но участники страхового рынка убедили правительство и законодателей в том, что такой «вольницей» успешно пользовались мошенники. Противостоять их изощренным схемам страховщики были не в состоянии, они терпели большие убытки, и все это в конечном итоге грозило развалом рынка обязательного автострахования, которое потому так и называется, что иметь полис ОСАГО по закону обязан каждый автовладелец.

То есть на деньги по ОСАГО теперь можно не рассчитывать?

Новыми правилами утвержден перечень случаев, когда по полису ОСАГО все-таки может последовать денежная выплата. Прежде всего речь идет о ситуациях, когда ДТП повлекло самые печальные последствия: смерть потерпевшего или причинение вреда его здоровью — тяжкого либо средней тяжести. Деньги по полису ОСАГО обязаны перечислить и в случае полного уничтожения автомобиля.

Возмещение из кассы страховой компании последует также в ситуации, когда расчетная стоимость восстановительного ремонта превысит установленный лимит страхового возмещения. На сегодня речь идет о 400 тыс. рублей. То же самое правило закон устанавливает и для случаев превышения лимита страхового возмещения по так называемому европротоколу, когда ДТП оформляют сами его участники, без привлечения инспекторов ДПС. Этот лимит, напомним, составляет 50 тыс. рублей. Если же ДТП приключилось в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области, а европротокол заполнен при соблюдении определенных условий, то лимит по нему равен 400 тыс. рублей, даже если полис ОСАГО оформлен в каком-то другом регионе.

Фото Москвы Moscow-Live.ru/Flickr

Кроме того, автовладелец будет вправе потребовать возмещения вреда в денежной форме, если страховщик по какой-то причине вдруг не сможет организовать ремонт на СТО, предложенной им ранее.

Наконец, на денежном возмещении будут вправе настоять инвалиды (в том числе детям-инвалидам), имеющие транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, а также их законные представители. Для них важно иметь в виду и то, что закон сохранил право на получение компенсации 50% от уплаченной страховой премии — то есть, по сути, стоимости полиса ОСАГО.

Остальные послушно поедут на СТО страховой компании?

Не совсем так. Как и раньше, за водителем остается право выбора СТО из реестра самого страховщика. При этом закон обязывает страховую компанию обеспечивать своих клиентов по полисам ОСАГО максимально полной и актуальной информацией о контрагентах из перечня СТО.

Водители вправе знать не только адреса автосервисов и их специализацию (марки и годы выпуска обслуживаемых транспортных средств), но и, например, примерные сроки восстановительного ремонта в зависимости от объема предполагаемых работ и степени загруженности ремонтной мастерской. Более того, страховая должна оценивать «свои» мастерские на соответствие требованиям к организации восстановительного ремонта. Все эти сведения должны быть на сайте страховой компании и в обязательном порядке предоставляться владельцу полиса ОСАГО при обращении после аварии.

Ant Berezhnyi/Wikimedia Commons

У застрахованного водителя будет возможность отправить свой поврежденный автомобиль на любую другую СТО, которой нет в перечне страховой компании, но по согласованию со страховщиком. Важно иметь в виду, что теперь по закону расстояние до СТО от места ДТП или от места жительства автовладельца не должно превышать 50 километров. Причем клиент сам вправе определить «точку отсчета». В противном случае страховщику предписано за свой счет транспортировать ваш пострадавший автомобиль к месту ремонта. Так что вероятны какие-то ситуации, когда у страховой просто не останется вариантов, кроме как пойти вам на уступки и согласиться с вашим выбором автомастерской.

Еще один момент касается автомобилей не старше двух лет с гарантией. Для сохранения гарантии они должны ремонтироваться в автомастерских при дилерских центрах. Это, конечно, сужает выбор СТО для восстановительного ремонта, но, очевидно, в этом будут заинтересованы и сами водители.

Законодатель также предусмотрел случаи, когда ни одна из станций в перечне страховщика не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта по условиям ОСАГО в отношении конкретного потерпевшего. Выхода у страховой два — или попытаться с вами договориться и отправить-таки ваше авто на одну из этих станций, или выплатить вам возмещение в денежной форме.

Что еще важно знать про восстановительный ремонт?

Законом определен срок ремонта автомобиля — он не должен превышать 30 рабочих дней, и за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Если в автомастерской вдруг решат, что объемы, сроки и условия работ по какой-то причине не соответствуют ранее заявленным, закон разрешает их изменить только по согласованию с другими сторонами правоотношений — то есть как со страховой компанией, так и с вами.

Tk2/ZUMA Press/Global Look Press

Еще одна хорошая новость — законодательно установленный запрет на использование при ремонте автомобиля деталей и узлов, бывших в употреблении. Если в соответствии с методикой определения ущерба требуется замена комплектующих, то никаких восстановлений «из того, что было» — изделия на замену должны быть только новые. Впрочем, в законе содержится оговорка о том, что «иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего».

На результаты ремонта вам должны предоставить минимальную гарантию в шесть месяцев, причем если речь идет о кузовных и покрасочных работах, то гарантия должна действовать в течение года. В специальном подзаконном акте Банку России предписано установить и другие требования к организации ремонта. Регулятор также опишет порядок взаимодействия страховщика и потребителя в ситуации, когда последний работой автомастерской остался недоволен.

Что нужно помнить еще?

Например, то, что сумму возмещения при натуральном ОСАГО теперь рассчитают без учета износа автомобиля и его деталей. Если же речь зайдет о денежной форме возмещения, амортизацию вычтут — в соответствии с единой методикой. Принять решение по поводу вашего страхового случая страховщик обязан максимум в течение 30 рабочих дней с момента подачи заявления. Да, благодаря тому, что расширено применение принципа прямого возмещения ущерба, обращаться всегда надо в свою страховую.

У вас остается возможность доплатить за ремонт из своего кармана, если окажется, что стоимость восстановительных работ выше установленных лимитов страхового возмещения (о них мы напомнили выше). То же правило работает, когда при разборе ДТП вина водителей признана обоюдной и страховая при определении суммы возмещения начинает включать понижающие коэффициенты. Определив размер доплаты, страховщик укажет ее в выданном вам направлении на ремонт.

Яромир Романов/сайт

Банк России как регулятор вправе наказать страховую компанию, на которую в течение года минимум два раза обоснованно пожаловались за плохую работу по организации восстановительного ремонта. Компания может на год потерять право выдавать направления на ремонты в приоритетном порядке. Возмещать ущерб от дорожных аварий своим клиентам ей придется в денежной форме, если, конечно, кто-то из клиентов не пожелает получить страховку натурой. Это довольно сурово, если учесть, что именно игроки рынка автострахования добивались приоритета натурального возмещения по ОСАГО.

В 2018 году вступают в силу новые поправки в условия и правила автострахования. Некоторые из них начинают действовать уже с января, другие - в течение года. Так, например, изменяется стоимость ОСАГО в зависимости от стажа водителя, вводятся новые средства защиты от мошенников, увеличивается «период охлаждения» и сумма выплат по Европротоколу, а таксистам, скрывшим своё место работы, больше не будут выплачивать компенсации за ДТП.

  • Что за новая защита от мошенников?

    С 1 января 2018 года была введена новая форма полиса ОСАГО: она была дополнена QR-кодом. По сообщению Российского союза автостраховщиков (РСА), это поможет отличить легальные полисы от подделок. К тому же можно будет легко установить, является ли полис участника ДТП действительным, даже без участия ГИБДД.

    Кроме того, с помощью QR-кода можно перейти на сайт РСА и узнать всю информацию о полисе (страховую компанию, номер и дату выдачи документа, срок его действия, а также имена страхователя и владельца, марку и модель автомобиля и другие данные). При этом действующая ранее форма полиса может использоваться страховщиками вплоть до 1 июля 2018 года.

  • Для чего увеличили «период охлаждения»?

    «Период охлаждения» - это время, в течение которого можно «безболезненно» отказаться от страховки и вернуть за неё деньги. С 1 января 2018 года этот период вырос с 5 до 14 дней. Это сделано для удобства граждан: если вместе с автогражданкой вам навязали ещё и страховку жизни или квартиры, то у вас есть две недели, чтобы одуматься и отказаться от неё.

  • А что там с таксистами?

    Верховный суд РФ разрешил страховщикам не выплачивать деньги таксистам за ремонт авто. Однако речь идёт лишь о тех водителях, которые при заключении договора не сообщили о том, что используют машину в коммерческих целях.

    ОСАГО для таксистов стоит значительно дороже, чем для других автовладельцев, и тарифы для них рассчитываются по другим схемам. Это связано с тем, что таксисты намного больше передвигаются по городу, чем другие водители, и, следовательно, риск попасть в ДТП у них намного выше. Именно поэтому, если будет доказано, что в момент аварии вы использовали своё авто в качестве такси, вам придётся оплачивать ремонт из своего кармана или требовать возмещения ущерба напрямую от виновника аварии.

  • Намного увеличили выплаты по Европротоколу?

    С 1 июня 2018 года сумма максимальной компенсации при оформлении ДТП по Европротоколу будет увеличена в два раза: с 50 до 100 тысяч рублей. Напомним, что для получения выплаты должно быть выполнено несколько условий:

      в ДТП нет пострадавших;

      повреждены только два автомобиля;

      у обоих участников действителен полис ОСАГО;

      виновник ДТП установлен, и этот факт принят обеими сторонами. При наличии разногласий без ГИБДД обойтись не удастся.

  • Как изменятся цены на автогражданку?

    Изменения в стоимости страхового полиса начали действовать уже с начала 2018 года. Его цена зависит от возраста водителя и его стажа:

      для водителей 22 - 24 лет с водительским стажем 5 - 6 лет полис подорожал на 55%;

      для водителей 25 - 29 лет с водительским стажем 5 - 6 лет полис подорожал на 31%;

      для водителей 25 - 29 лет с водительским стажем 7 - 9 лет полис подорожал на 22%;

      для водителей от 49 лет с водительским стажем 14 лет и больше действует скидка 34%.

    К тому же стоимость страховки теперь сильно зависит от количества штрафов: чем больше нарушений у водителя, тем больше его коэффициент и, соответственно, цена полиса.

  • Это всё или будут ещё какие-то изменения?

    В январе 2018 в Госдуму был внесён законопроект, согласно которому штраф за езду без полиса ОСАГО будет увеличен более чем в 6 раз: с 800 до 5 000 рублей.

    Также сейчас за управление авто с недействительным полисом грозит штраф в 500 рублей. Такая же сумма предусмотрена за управление водителем, который в ОСАГО не вписан. Для всех этих случаев предлагается установить единый штраф в 5 000 руб.

    Однако говорить о том, будет ли этот законопроект принят, пока рано. Кроме того, поправки в условия и правила страхования российское законодательство позволяет вносить не чаще одного раза в календарный год.

  • Как «работает» тот или иной полис определяется в . Правила страхования ОСАГО — это документ, который регулирует аспекты отношений между страховыми компаниями и страхователями при заключении договора ОСАГО. Договором страхования ОСАГО является Ваш полис, который содержит информацию об автомобиле, водителях, а также краткие условия страхования.

    Полные условия и правила обязательного страхования автогражданской ответственности регламентируется Постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года №263, который назвается «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

    Кроме того, существует закон об ОСАГО, которые также регламентирует отношения страховой компании и клиента. Данный закон назвается Федеральный закон Российской Федерации N 40 от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ФЗ №40 об ОСАГО).

    Изменения в законе по ОСАГО

    Какие произошли изменения в законе при страховании ОСАГО? С 2014 года произошел ряд изменений в правилах автострахования. Вносились коррективы и в 2015 году. Власти стараются приблизить страхование к европейскому уровню, и поэтому проводятся реформы.

    • Владельцы транспортных средств теперь могут не вызывать инспектора в случае ДТП, если размер причинённого ущерба менее 50 000 руб.Водитель вносит убытки в европротокол, который в дальнейшем послужит основанием для страхового возмещения.
    • Страховщик не вправе отказать в продаже ОСАГО иначе ему грозит штраф– 50 000 руб. Полис можно приобрести в любом офисе. Эта мера пресекает отказы страховщиков от реализации ОСАГО, особенно в убыточных регионах.
    • Возможности страхователей расширены. Они могут получить страховую выплату, как в денежном эквиваленте, таки в натуральном (ремонт авто).
    • Утверждён порядок досудебного рассмотрения спора. Оспаривая сумму выплаты, водитель просто дважды направляет претензию в СК.
    • Имея справку ОСАГО, можно получить компенсацию по ДСАГО и каско.
    • При занесении убытков в европротокол, страховые компании не вправе настаивать на дополнительных подтверждающих документах от автовладельца, кроме составленных при аварии.
    • Размер выплат определяется в соответствии со страховым полисом, но не лимитом по европротоколу.
    • В нескольких регионах, куда входят: Москва и МО, Санкт-Петербург и Ленинградская область, максимальная выплата может достигать 400 000 руб. В остальных территориальных округах сумма возмещения приблизится к этой отметке в 2019 году.
    • При задержке платежа страховщику придётся оплатить 0,05 – 50% с учётом ситуации. Размер санкции не может превышать страховую сумму.
    • Тарифы возросли на 40 – 60%.
    • Возмещение убытков производится только своей страховой фирме (в случае ДТП, попадающих в правовое поле ПВУ).
    • При составлении европротокола водитель обязан в течение 5 дней проинформировать страховую компанию о факте ДТП.
    • Новое требование к банкам – РСА вправе размещать свободный капитал фонда. Теперь банк не подконтролен страховщикам.
    • Внедрены правила исключения страховщиков из списков РСА, отзывов страховой лицензии.
    • Водится понятие «тарифного коридора» ОСАГО (допустимые границы тарифов). Страховщики формируют тарифы только в этих пределах.
    • Гусеничная (санная) техника не подлежит страхованию.
    • Приостановлено страхование ОСАГО на прицепы по некоторым контрактам. Теперь делается отметка в полисах тягачей за дополнительную плату.
    • Все данные о заключённых контрактах обязательно вносятся в АИС РСА в течение дня, следующего за подписанием договора.
    • При оформлении договора нужно пользоваться сведениями АИС РСА о показателях и о техосмотре.
    • За незаконное использование бланков страховки страховщики несут ответственность.
    • Оплата производится страховыми компаниями по всем полисам, кроме похищенных.
    • Введена государственная аттестация экспертов-техников.

    Установлен ещё ряд правил:

    • Страховые компании могут давать клиентам скидки, но вправе и увеличивать стоимость страховки.
    • Учреждена единая методика оценки причинённого ущерба.
    • Внедрена база данных, где присутствуют страховые истории всех автовладельцев.

    Последние нововведения в правила ОСАГО начали действовать с июля 2015г. и относятся к правилам оформления электронных полисов. Оформить .

    Обратитесь к Вашему страховому брокеру за более подробной консультацией. Профессионалы страхового рынка хорошо знают условия страхования ОСАГО и могут помочь Вам избежать проблем при автостраховании. Рассчитать ОСАГО онлайн и заказать оформление полиса можно сайта страхового брокера «Госавтополис».

    МОСКВА, 28 апреля. /ТАСС/. Поправки в закон об ОСАГО, устанавливающие приоритет натуральных выплат над денежными, вступают в силу с 28 апреля. Возмещение по договорам ОСАГО, заключенным после 28 апреля, будет осуществляться в виде ремонта автомобиля.

    Теперь при продаже полиса ОСАГО или принятии заявления на выплату страховщик предложит клиенту список станций техобслуживания (СТО), с которыми имеет соглашение. В одной из них автовладелец сможет отремонтировать свою машину в случае ДТП.

    При этом СТО должны соответствовать ряду требований, в частности, находиться в пределах 50 км от места происшествия или места жительства потерпевшего.

    Срок ремонта автомобиля не должен превышать 30 рабочих дней, а за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет шесть месяцев, на кузовные и лакокрасочные работы - 12 месяцев.

    "Если страховщик в состоянии обеспечить эти условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами", - пояснил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

    По закону автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако ее необходимо согласовать со страховой компанией. "При заключении договора ОСАГО у страховщика может не оказаться договора с подходящей вам станцией, однако этим вопросом стоит поинтересоваться, допустим, через месяц или два. Возможно, компания включит удобную для потребителя станцию в свой реестр. Тогда можно будет внести соответствующие изменения в свой договор ОСАГО", - отметил Юргенс.

    Основное преимущество новых правил для автовладельца - при ремонте не придется доплачивать за износ, то есть за разницу в стоимости старых и новых деталей, эти затраты лягут на страховую компанию. При денежной выплате сумма износа, как и раньше, будет вычитаться из выплаты. По оценкам РСА, износ может составлять до 38% от суммы.

    Порядок вступления в силу

    Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев объяснил, как будет действовать норма о приоритете ремонта, если у одного из участников ДТП будет новый полис ОСАГО, а у другого - старый, купленный до 28 апреля.

    "Если данное ДТП попадает под прямое возмещение убытков (два участника, нет вреда жизни и здоровью, нет споров по обстоятельствам) и нужно обращаться в свою страховую компанию, то в этом случае принцип работает так - договор должен быть у потерпевшей стороны. Если он заключен после 28 апреля, то потерпевший получает направление на ремонт, в этом случае работает закон для него. Если в ДТП пострадало несколько автомобилей, и в этом случае пострадавший пока что должен обращаться в страховую компанию виновника, то работает принцип, когда обязательность (ремонта) начинается, если у виновника полис ОСАГО оформлен после 28 апреля", - рассказал Уфимцев.

    Соответствующее разъяснение Банка России опубликовано на сайте регулятора.

    Учитывая постепенное вступление в силу новых правил, на первом этапе, по оценкам Уфимцева, натуральным возмещением смогут воспользоваться около трети автовладельцев. По соглашению со страховщиком выплата по новым правилам возможна и по более ранним полисам, заключенным до 28 апреля, добавил Уфимцев.

    Прямое возмещение убытков (ПВУ) сейчас действует для ДТП, где участвуют только два автомобиля, нет пострадавших и разногласий относительно того, кто виновник ДТП. В таких случаях потерпевший должен обращаться за выплатой к своему страховщику ОСАГО, а не к страховщику виновника. При коллективных столкновениях потерпевшие должны обращаться к страховщику виновника.

    Новые поправки, помимо введения натурального возмещения, распространяют систему ПВУ и на коллективные столкновения, но эта норма вступит в силу через полгода после официального опубликования закона (то есть в конце сентября 2017 года).

    Когда вам заплатят деньгами

    Закон устанавливает ряд случаев, когда приоритет ремонта не действует: причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 тыс. рублей) в случае, если потерпевший не согласен доплатить разницу. Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов.

    "Однако по договоренности со страховой компанией потерпевший может получить и в этих случаях натуральное возмещение", - отметил Юргенс.

    Что делать, если ремонт сделали плохо

    Срок ремонта в 30 дней является максимальным, подчеркнул Юргенс. По его оценкам, при наличии запчастей работы проводятся в течение 3-7 дней, при крупных авариях - до 15 дней. Однако закон требует осуществлять ремонт с использованием только новых деталей, что может удлинить сроки ремонта из-за необходимости их поставки.

    Если потребителя не устроили результаты ремонта, он может обратиться с претензией к страховщику.

    Зачем нужны новые правила

    Закон о приоритете натурального возмещения над денежным был разработан для борьбы с мошенничеством и недобросовестными автоюристами в ОСАГО, провоцирующими растущую убыточность "автогражданки". По статистике РСА, в первом квартале 2017 года выплаты по ОСАГО составили 96,7% от сборов (47,8 млрд рублей и 49,5 млрд рублей соответственно),

    "Предполагалось, что мошенники, которые заинтересованы в наличных деньгах, будут исключены из взаимодействия страховщика и потребителя услуги ОСАГО, так как возмещение должно производиться в натуральной форме", - сказал Юргенс.

    Однако при работе над законом в нем появились требования к организации ремонта, которые не дают возможность делать ремонт в 100% случаев и оставляют возможность для хождения в системе ОСАГО наличных денег. "Поэтому риски мошенничества сохраняются", - добавил Юргенс.

    По мнению директора департамента страхового рынка ЦБ Игоря Жука, неверно говорить, что реформа ОСАГО направлена только на борьбу с автопосредниками. "Закон направлен на улучшение сервиса для пострадавших. Закон (об ОСАГО) действует 14 лет, каждый год у нас около 2 млн ДТП с последующим воздействием ремонтного характера. Поэтому сейчас мы говорим о расширении возможностей", - резюмировал Жук.